Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Конкурентные стратегии крупных предприятий в условиях новой экономики

Сущность понятия «новая экономика»

Определение 1

Новая экономика – это система хозяйственных отношений, опирающаяся на неосязаемые активы – услуги и технологии.

В ней роль материальных активов снижается. Под новой экономикой понимается экономика, где преобладают знания, бизнес процессы, которые создают конкурентные преимущества и дают возможность занять лидирующие позиции. Отличительной чертой новой экономики является необходимость развития человеческого капитала. Теперь инвестиции в формирование востребованных навыков и компетенций у персонала становится главным инструментом удержания лидирующего положения на рынке.

Ученые считают, что новая экономика является первым этапом перехода от индустриального общества к постиндустриальному. В развитых странах она начала формироваться еще в шестидесятых годах двадцатого века. Элементами новой экономики являются:

  • Электроника.
  • Технологии (компьютерные, биологические, космические)
  • Новейшие источники энергии.
  • Телекоммуникации.

Отрасли новой экономики отличаются большим удельным весом нематериальных активов. Они специализируются на производстве услуг. Новая экономика очень быстро развивается, внедряя последние достижения науки и техники, а также инновации в сфере управления. Базой для нее стала индустриальная экономика, перед которой вставали различные задачи, требующие нестандартного подхода в их решении. Итогом стало создание компьютерной техники, беспроводных систем связи и другое. В новой экономике приоритет отдается человеческому капиталу и информационным технологиям. Рынок меняется постоянно, что требует гибкости со стороны управления. Массовое производство теперь ориентируется на индивидуальные предпочтения покупателя. Быстрыми темпами развивается виртуальный бизнес и венчурные инвестиции.

Предприятие в новой экономике

Замечание 1

Предприятие является независимой хозяйственной единицей. Его цель – регулярное получение дохода с перспективой его увеличения.

«Конкурентные стратегии крупных предприятий в условиях новой экономики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Современные страны придерживаются смешанной модели хозяйствования, где большая доля массового производства работает по принципу рыночных отношений.

Сегодня знания становятся главным стратегическим ресурсом. Если еще несколько десятилетий назад предприятия конкурировали между собой с помощью изменения цены, то теперь выигрывают те из них, кто обладает высококвалифицированными сотрудниками. Знания стали основным двигателем экономического развития. Данные Всемирного банка показали, что в развитых странах природные ресурсы приносят лишь 5% доходов, материальное производство составляет до 20% ВВП, а остальные 70% приходятся на сферу услуг.

Производство увеличивает свой доход за счет снижения затрат и увеличения рынков сбыта. Сегодня предприятия не ограничены национальным рынком. Напротив, государственная власть часто оказывает поддержку перспективным отраслям экономики с целью выхода на мировой уровень и закрепления высоких позиций в международной торговле. Если ранее предприятия добивались увеличения дохода за счет более интенсивного использования экономических ресурсов, то теперь этот метод считается устаревшим. Для того, чтобы уменьшить затраты предприятия прибегают к последним достижениям науки и техники. Автоматизация многих процессов, применение программного обеспечения для обработки данных облегчают управление и организацию производства. Однако, эти изменения требуют серьезных инвестиций в модернизацию собственности, а также более высокой квалификации наемных рабочих.

Замечание 2

Таким образом, предприятиям приходится учитывать изменения в мировой и национальной экономике и выстраивать стратегию своего развития с учетом инноваций. Крупные предприятия обычно обладают резервом для существенных капиталовложений, но из-за их размеров у них возникают проблемы с управлением изменениями.

Конкурентные стратегии крупных предприятий в условиях новой экономики

Знание стало основным ресурсом экономического развития и конкурентоспособности. Оно интегрируется с другими факторами производства. Знания используются специалистами на всех уровнях управления и реализации производственного процесса. Для того, чтобы повышать производительность и его эффективность, необходимо не только модернизировать оборудование и применяемые технологии, но и внедрять новые методы управления персоналом. Крупные предприятия вырабатывают свои принципы управления знанием. Общие принципы построения конкурентной стратегии в условиях новой экономики состоят в следующем:

  1. Систематическое обновление и применение знания с целью увеличения эффективности предприятия.
  2. Формализация и обеспечение доступа к практическому опыту и знаниям, создающим возможности, формирующим потребительскую стоимость.
  3. Усиление коллективной мудрости с целью повышения скорости реакции и способности к работе персонала в новых условиях.
  4. Поиск незапланированных инновационных решений в случае возникновения производственных проблем и иных форс-мажоров.

Правилом для большинства крупных компаний является стимулирование персонала к овладению и применению новых знаний, что позволит повысить качество управления и создать дополнительный эффект в результате совершенствования процессов организации. Управление знаниями на предприятии представляет собой создание особой системы, которая строится при тесном взаимодействии с человеческими ресурсами. Чтобы использовать знания максимально эффективно необходимо аккумулировать интеллектуальный капитал, выявлять имеющиеся у персонала навыки и знания, создавать предпосылки для распространения и передачи знаний. Сюда же относят повышение квалификации, улучшение опыта, создание условий для генерации новых идей. Важным условием является практическое применение накопленных знаний.

Замечание 3

Стратегия развития крупного предприятия в условиях новой экономики опирается на новые технологии в управлении персоналом. Она требует инвестиций в развитие сотрудников, что становится гарантией долгосрочных конкурентных преимуществ предприятия.

Дата последнего обновления статьи: 27.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot