Цели и задачи ценообразования в командной экономике
Централизованному ценообразованию отводится в командно-административной системе ключевое место. Государство не только распределяет товарные ресурсы по отдельным регионам страны, но и утверждает все типы цен: начиная от закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, оптовых цен на промышленную продукцию промышленности и заканчивая розничными ценами для организаций торговли.
Ценовая политика в командной экономике не учитывает интересы отдельных товаропроизводителей и себестоимость производства продукции, а также не принимает во внимание соотношение спроса и предложения отдельных категорий продукции.
Негативными последствиями такого ценообразования для СССР, который является ярким примером командной экономики, стали выраженный дефицит экономики со всеми сопутствующими атрибутами: затратные механизмы, тотальная система распределения ресурсов, появление очередей за дефицитными товарами и т. п.
Все цены в командной экономике назначает государство, они обязательно фиксируются в определенном прейскуранте, включающем абсолютно все категории товаров и промежуточных продуктов. Если для рыночной экономики характерна договорная цена, то в командной экономике государство зачастую устанавливает цены, не учитывая экономические законы и опираясь лишь на некую социальную значимостью для правительства.
Основными задачами ценообразования в командной экономике являются:
- усиление руководства делом ценообразования;
- обеспечение единства политики цен;
- повышение роли цен в стимулировании производства.
Контроль цен
Контроль цен подразумевает государственные ограничения цен, устанавливаемых на товары и услуги.
Цель подобных мер заключается в стремлении поддерживать доступность базовых товаров народного потребления и продуктов питания, предотвратить возможность манипулирования ценами при дефиците, сдерживать инфляцию или обеспечивать минимальные доходы поставщиков определенных продукции или минимальный размер оплаты труда. Основные формы ценового регулирования связаны с установлением максимальной или минимальной цены.
Исторически так сложилось, что часто контроль цен становится частью масштабной доходной политики, которая включает в себя помимо ценообразования управление заработной платой и прочими регулирующими элементами.
Следует отметить, что контроль над ценами используется не только в командной экономике, но и в рыночной, однако экономисты сходятся во мнении, что данная мера противоречит самой сущности рыночной экономики и ее следует минимизировать.
Критики централизованного ценообразования приводят следующий аргумент против государственного контроля цен: при сохранении цен на искусственно заниженном уровне, спрос растет до того момента, где предложение с ним в ногу не может идти, это становится причиной дефицита продуктов, цена на которые тотально контролируется.
Методика ценообразования в командной экономике
Ценообразование в командной экономике опирается на метод, ориентированный на издержки.
Преимущество данного метода заключается в том, что нет необходимости аккумулировать информацию в части состояния рынка и величины спроса. В самом упрощенном виде этот метод в себя включает расчет себестоимости товара, и начисление определенной нормы прибыли.
В отличие от командной экономики, повсеместно использующий данный метод ценообразования, в рыночной экономике данный метод обычно применяется для продукции, предназначенной на экспорт или основным потребителем которой является государство.