Стандарт — это образец, который принимают в качестве исходной основы с целью сопоставления с ним других объектов. Это может быть также нормативно-технический документ по стандартизации, который формирует нормы, правила, требования к объекту стандартизации (утверждается компетентными органами).
Стандарты государственного финансового контроля
Все виды финансового контроля характеризуются тем, что их осуществление (включая используемые методы и подходы) регламентируют специальные нормативные правовые акты — стандарты.
Разработка международных стандартов высших органов финансового контроля (ISSAIs) производится ИНТОСАИ (Международная организация высших контрольных органов). Они предназначены для роста эффективности осуществления финансового контроля в общественном секторе. Целью этих стандартов является методологическая поддержка, необходимая для высших контрольных органов государств в области развития их собственного профессионального подхода в контрольной деятельности.
В состав стандартов можно включить всю документацию, которая утверждается ИНТОСАИ для совершенствования контрольной деятельности. Их систематизация производится по 4 уровням:
- Системообразующие принципы ИНТОСАИ;
- Основы деятельности высших контрольных органов, раскрывающие базовые предпосылки для их эффективной работы;
- Базовые принципы аудита, включающие стандарты в области осуществления организациями общественного сектора контрольных мероприятий;
- Руководство по аудиту, включающее документы, которые раскрывают стандарты базовых принципов аудита более подробно.
Стандарты в области финансового контроля
В качестве базового международного документа в сфере финансового контроля выступает Лимская декларация руководящих принципов контроля. Она закрепляет цель, задачи и основные принципы финансового контроля.
Лимская декларация рассматривается как общемировая образцовая доктрина, с помощью которой формируются основные направления контрольной деятельности, необходимые для внедрения в каждом государстве, которое подписало ее.
Присоединение нашей страны к Лимской декларации произошло в 1995 году одновременно с вступлением в ИНТОСАИ. Сегодня почти все положения данного документа внедрены в России, включая соблюдение принципа независимости высшего контрольного органа.
Для Счетной палаты РФ характерна организационная, функциональная и финансовая независимость и осуществление самостоятельной деятельности. В Бюджетном кодексе РФ предусмотрено, что осуществление государственного (муниципального) контроля происходит для обеспечения бюджетного законодательства и прочей нормативной правовой документации, которая регулирует бюджетные отношения.
На втором уровне стандартов ИНТОСАИ конкретизируются положения Лимской декларации. Здесь максимально подробно раскрываются принципы независимости и прозрачности действий высших органов финансового контроля, а также их роль для государства, принципы контроля качества работы высших контрольных органов и этические нормы персонала, ведущего контрольную деятельность.
Основополагающий документ второго уровня представлен Этическим кодексом ИНТОСАИ, содержащим информацию об официальных ценностях и принципах, которые предъявляются к работе персонала органов контроля при ведении ими профессиональной деятельности. В данном списке также принципы надежности, уверенности, доверия, честности, независимости, непредвзятости и объективности, профессиональной конфиденциальности и компетентности.
Все положения Этического кодекса ИНТОСАИ легли в основу национальных этических кодексов. Аналог такого документа в России — Этический кодекс сотрудников контрольно-счетных органов РФ, дополненный Кодексом этики и служебного поведения работников контрольно-счетных органов субъектов РФ.
На третьем уровне стандартов ИНТОСАИ создается основа для разработки практических стандартов проверок. Здесь раскрывается суть и особенности ведения всех видов аудита, которые используют государственные контролеры.
В состав стандартов третьего уровня, например, входит Руководство по применению стандартов внутреннего контроля в бюджетной сфере (INTOSAI GOV 9100). Его выпустил профильный подкомитет ИНТОСАИ в 2004 г. Основа документа представлена Концептуальной моделью внутреннего контроля, сформированной Комитетом спонсорских организаций Комиссии Тредвэя (COSO).
В нашей стране на этом уровне действуют следующие стандарты: Общие требования, направленные на стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля; Общие требования, предъявляемые к стандартам внешнего контроля государства и муниципалитетов с целью осуществления контрольных и экспертных мероприятий, проводимых контрольными и счетными органами субъектов и муниципалитетов нашей страны.
Российские документы отличаются от стандартов ИНТОСАИ в том, что они способны раскрыть требования в области установления общих правил и процедур осуществления любых контрольных мероприятий на всех стадиях, требования к разработке и утверждению стандартов и внедрению их в работу. Все это способствует унификации разработки стандартов контроля в РФ, расширению сферы их использования. Они затрагивают проведение конкретных видов проверок, а также особенности самой проверочной деятельности (всего этого нет в международных стандартах).
Аналогом четвертого уровня стандартов ИНТОСАИ в нашей стране считаются стандарты Счетной палаты РФ, Федерального казначейства и прочих органов, осуществляющих государственный финансовый контроль.
Классификация стандартов Счетной палаты РФ включает стандарты организации деятельности, государственного аудита и другие Стандарты СОД.
Стандарты аудиторской деятельности
В соответствии со сформированной международной практикой регулирование аудиторской деятельности осуществляется на основании использования стандартов своей деятельности аудиторами.
Основной целью любого аудиторского стандарта является обеспечение единообразного понимания базовых принципов и целей аудита, обязанностей и прав аудиторов, приемов и методов формирования и выражения независимого аудиторского мнения. На основе этого происходит формирование учебных программ подготовки аудиторов.
Стандарты аудиторской деятельности предназначены также для оценки качества проведения аудита и измерения меры ответственности аудиторов в случае недобросовестного выполнения аудиторских проверок.