Сущность понятия «спрос»
Спрос – это платежеспособная потребность, предъявляемая покупателями производителям рынка.
Спрос показывает зависимость между ценой и количеством выпущенного товара. Чем больше объем выпуска, тем меньше будет цена, так как предложение опередит спрос и наоборот. Чем меньше объем выпущенного товара, тем выше вероятность повышения его стоимости под влиянием спроса.
Спрос в экономической теории часто представляют в виде кривой. Эта кривая показывает количество продукта, которое покупатели готовы выкупить в текущий момент по действующей цене. Он отражает ряд возможностей. То есть делая выбор в пользу одного блага покупатель отказывается от приобретения другого. Теоретики предполагают, что потребитель действует под влиянием фактора полезности. Он выбирает тот товар, который на данный момент будет для него наиболее нужным и выгодным. Однако исследования спроса показали, что существуют парадоксальные ситуации, когда потребители начинают скупать блага, цена на которые растет.
Важно различать понятия величина спроса и спрос. Величина показывает объем, который могут приобрести покупатели. А вот спрос показывает функциональную зависимость объема и цены. то есть он демонстрирует в каждый платежеспособную потребность в каждый момент времени при каждом уровне цен. Величина спроса изучается без влияния сторонних факторов, а вот сам спрос учитывает динамику всех факторов влияния.
Закон спроса об обратной зависимости цены и объема потребления не работает в случае предметов роскоши. Также он не срабатывает для бедных стран, где кризисные явления заставляют потребителей скупать жизненно важные товары, что ведет к повышению их стоимости.
Еще одним признаком спроса является его эластичность. Если количество потребления при изменении цены не меняется, то речь идет о неэластичном спросе. Во всех других случаях он считается эластичным.
Изучение и оценка спроса на потребительские товары
Анализ спроса на продукцию является одной из важных задач службы сбыта или руководителя. От того, насколько точно будут учтены потребности покупателей зависит конечная выручка, а значит, прибыль компании. Изучение спроса представляет собой непрерывный процесс, так как уже доказано, что покупатели часто ведут себя нерационально. Сложность исследования заключается в том, что важно видеть не только тенденции спроса, но и подмечать причины его колебания под влиянием различных факторов.
Если раньше определяющим фактором была цена, то теперь на первый план выходят неценовые факторы. Рынки массового производства перенасыщены. Часто разница в товарах незначительна. На первый план выходят маркетинг и реклама, которые определяют успешность реализации товара.
Основными факторами, влияющими на спрос, являются:
- Качество выпускаемого блага.
- Обеспеченность рынка заменителями.
- Цена продажи.
- Уровень доходов покупателей.
- Предпочтения покупателей.
- Потребительские ожидания и другое.
Сбалансированность спроса и предложения на рынке происходит под влиянием рыночного механизма. Во всех других случаях требуется внешнее воздействие со стороны государства. Анализ спроса требует комплексного подхода. Важным элементом остается эластичность. Она показывает в динамике связь между объемом и ценой. Обычно для исследования рассчитывается коэффициент эластичности. Если он больше 1, то спрос считается эластичным. Если коэффициент находится в пределах нуля и единицы, то он неэластичен. Равенство нулю говорит об абсолютной неэластичности спроса. В случае, если коэффициент показывает ровно единицу, говорят о том, что спрос растет поступательно в соответствии с уменьшением цены.
Анализ спроса проводится в рамках маркетингового исследования. Исследование позволяет достичь следующих результатов:
- Получить структурированную информации об объеме потребления на рынке.
- Изучить динамику рынка.
- Отследить тренды в потребительских предпочтениях.
С помощью анализа отдельных товарных групп можно понять, в каком объеме их нужно производить, как изменился спрос на них, какие факторы влияют на результат. Данные используются для выработки ассортиментной политики. Самая общая формула оценки рассчитывает спрос, как количество потребителей, умноженное на среднюю стоимость единицы продукта и на количество потребляемых единиц. Некоторые товары могут быть сопоставимы по ценам, в этом случае исследование будет эффективным.
Малоспоставимые по ценам товары и услуги практически невозможно проанализировать. Чтобы получить ориентировочное представление о состоянии рынка, часто используют расчет на основе норм потребления. В этом случае спрос будет равен произведению числа жителей на норму потребления.
Применяются и другие инструменты исследования. Например, анализ объема продаж по каналам сбыта дает возможность обнаружить эффективность сбытовой политики и отследить объем продаж по каждой ассортиментной группе.
Обобщенное представлении о рынке возможно получить с помощью объясняющей переменной. Он подходит для исследования рынка комплектующих.
Метод анализа вторичной информации опирается на анализ документации. Это один из самых дешевых и доступных методов исследования. Но он дает отрывочную и зачастую неполную информацию. Изучение рынка с позиции производства и реализации продукции позволяет выявить мнение продавцов о системе сбытовой деятельности производства. Этот подход часто дает неточную, заведомо ложную информацию, так как данные рынка обычно асимметричны.
Исследование затрат и поведения покупателей использует социально-демографические и другие характеристики. Этот подход требует больших временных затрат. Он сопряжен с необходимостью проверки правдивости полученной информации. Применение норм потребления является одним из самых неточных методов, хотя предоставляет возможность быстро оценить емкость рынка. При этом метод норм потребления не предоставляет информацию об ассортиментных позициях.