Общие сведения об институциональных факторах экономического роста
Современная экономика в эпоху глобализации и цифровизации заставляет совершенно по-другому подходить к решению вопросов институциональной организации хозяйственной деятельности и формирования рыночных институтов. Напомним, что институтом называют исторически сложившуюся совокупность норм поведения людей в тех или иных сферах общественной жизни.
Институты, их организация и функционирование оказывают существенное влияние на темпы и направления экономической деятельности предприятий и предпринимателей. Это влияние может быть как положительным, когда институты создают условия для производства и реализации продукции, стимулируют к этому хозяйствующих субъектов, так и отрицательным, когда институты в силу тех или иных обстоятельств препятствуют их деятельности.
В качестве одной из главных задач экономической политики государства рассматривают выявление и нейтрализацию этих институциональных ограничений. В настоящее время считается, что основными институциональными факторами, которые ограничивают экономический рост, являются:
- монополизация рынков;
- снижение эффективности институтов управления государственным сектором;
- снижение эффективности институтов поддержки малого и среднего предпринимательства.
Характеристика монополизации рынков как институционального ограничения
Монополией называют такую ситуацию на рынке, когда множеству покупателей (потребителей) противостоит только один продавец (производитель).
Противодействие монополизации экономики как провала рынка является одной из ключевых экономических функций государства. С этой целью оно разрабатывает и принимает общеобязательное антимонопольное законодательство, а затем контролирует его соблюдение гражданами и организациями. Однако эта деятельность не всегда бывает совершенной.
Во-первых, некоторые компании занимаются лоббизмом, способствуют принятию государственными органами таких решений, в результате которых будут защищены их корпоративные интересы на рынке. Во-вторых, объективной реальностью является существование субъектов естественной монополии, которые в силу своей природы зачастую принадлежат государству, а потому – контрольные государственные органы не в полную силу выполняют свои функции в отношении этих субъектов.
В наибольшей степени нарушение принципов рыночной конкуренции происходит в сфере государственных закупок товаров, работ, услуг, особенно, в части государственного оборонного заказа. Заказчик заключает неформальное соглашение с определенными участниками торгов и создает такие условия, которые приведут к победе этих участников.
Подобные сговоры с точки зрения институционального подхода рассматриваются как картели – объединения участников рынка, которые договорились об особых условиях ведения экономической деятельности, препятствующих действию основных рыночных законов. В целях их противодействия государству необходимо предпринимать как правовые (административные штрафы, уголовное наказание), так и экономические (вознаграждение лицам, раскрывшим сговоры) меры.
Характеристика управления государственным сектором как институционального ограничения
Государство является крупнейшим участником рыночных отношений. Он имеет в собственности большое число активов: землю, предприятия, денежные средства (поступающие в виде налогов) и т.д. Управлением государственного имущества занимаются уполномоченные институты – органы государственной власти и государственные компании.
Низкоэффективная деятельность этих институтов связана с их особым положением в системе экономико-правовых отношений. Государственные органы определяют размер налоговых ставок, приоритетность направлений расходования средств, способы использования имеющегося в их распоряжении имущества. Преодолеть институциональные ограничения в этом случае возможно в случае обеспечения общественного контроля за их деятельностью, привлечения экспертов, использования передовых зарубежных разработок и технологий.
Характеристика поддержки малого и среднего бизнеса как институционального ограничения
Малое и среднее предпринимательство во многих странах мира играет ключевую роль в их экономическом развитии. На долю этого сектора экономики в развитых странах приходится более половины ВВП, в них заняты (трудоустроены) миллионы граждан. В связи с этим деловая активность малого и среднего бизнеса является одним из вопросов современной экономической жизни, которому нужно уделять большое внимание.
В силу своей специфики малым и средним предприятиям приходится чаще сталкиваться с различными трудностями и препятствиями для ведения хозяйственной деятельности. Это, прежде всего, ограничение в доступе к финансовым ресурсам и сильная подверженность текущей рыночной конъюнктуре. Поэтому малый и средний бизнес нуждается в поддержке, в первую очередь, со стороны государственных органов.
Для этого необходимо создавать соответствующие институты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства такие, как корпорации развития, лизинговые компании, специализированные кредитные учреждения, бизнес-инкубаторы, информационно-аналитические центры и т.д. Если этих институтов нет, их недостаточно, или они действуют не так эффективно, то малый и средний бизнес останется без возможности обратиться куда-либо за помощью, эта сфера станет непривлекательной для начинающих предпринимателей. Эти негативные тенденции в конечном итоге соответствующим образом отразится на темпах экономического роста.