Инноватор как субъект инновационной экономики
В предпринимательской среде следует различать два субъекта новатор и инноватор. Они оба вносят свой определенный вклад в реализацию идеи.
Новатор – это человек, который открыл новшество или внес новые идеи в какой-либо области. А инноватор – это человек, который успешно коммерциализировал новшество.
С момента принятия инноватором новшества для дальнейшего использования, он становится организатором инновационного процесса. Новатор в свою очередь может, как продать свое изобретение и не участвовать в дальнейшем процессе внедрения инновации, так и стать партнером инноватора и разделить с ним ответственность за риск.
Инноватор использует новейшие технологии и изобретения для получения впоследствии коммерческой выгоды. Он извлекает потенциал из инновации и превращает его в прибыль.
Для ведения успешной инновационной деятельности инноватор должен обладать неординарными организаторскими способностями, прогнозировать риск и брать на себя ответственность. Работа требует от инноватора наличие специфических профессиональных и личностных качеств. Он должен разбираться в менеджменте, маркетинге и продажах.
В настоящее время инноватор и новатор – это одно лицо. Это изобретатель, который знает, как устроен бизнес. Его функции заключаются в разработке и создании инновации, поиске финансирования и продажи конечного результата.
Потому инноваторов делят на: создателей новшеств и реализаторов.
В первую группу как раз и входят новаторы как создатели инноваций. А вторая группа – это авторы процесса освоения новшества, осуществлявшие переход инновации от исходного состояния к желаемому.
Среди инноваторов выделяют профессионалов и любителей. К первым относятся работники научно-исследовательских и проектных институтов, конструкторских бюро и т.д. Разработка и проектирование инновационных технологий являются их повседневной работой по специальности.
Любители – это обычно творцы, которые изобретают что-то вне своей специальности или должностных обязанностей. Проблема возникает в возможности в дальнейшем серийном выпуске инновационных продуктов из-за отсутствия документально подтвержденной апробации и различных согласований со специальными службами.
Особенности формирования технополисов и технопарков
Научно-промышленный комплекс, который создан для производства новой современной продукции или для разработки новых прогрессивных технологий на базе тесных взаимовыгодных отношений с ВУЗами и научно-техническими центрами, называется технополисом.
Технополис объединяет в себе академическую среду, бизнес и органы власти в единый научно-исследовательский комплекс, некий мозговой центр, в котором развиваются предприятия и отрасли. Технополис создается для того, чтобы облегчить и укрепить взаимодействие промышленного и научно-исследовательского сектора. Также он обеспечивает скорейшее освоение инновации и его коммерциализацию.
Основной функцией технополиса является максимальное применение уникального научно-производственного и трудового потенциала крупного населенного пункта, который должен быть географически удобен для ведения инновационной деятельности.
Известным технополисом в России является Новосибирский академгородок. Он создан по единому проекту и включается в себя комплекс научно- исследовательских институтов, конструкторских бюро.
Технополисы различаются по масштабам, структуре и объему предоставляемых услуг, составу участников и уровню наукоемкости. В технополисы входят следующие организации и объединения:
- научно-исследовательские центры и учреждения;
- промышленные компании;
- культурно-бытовые объекты;
- коммунальные и информационные сети;
- проектно-конструкторские центры и опытные производства;
- финансово-кредитные учреждения;
- торговые, посреднические, консультационные и другие орагнизации.
В отличие от технополисов в технопарках отсутствует научная среда. Научно-исследовательский сектор представлен достаточно слабее.
Технопарки - это крупные скопления промышленных компаний с их научно-техническими подразделениями. Академическая наука здесь отсутствует, научно-исследовательский сектор представлен гораздо слабее, чем в технополисе.
Идея создания технопарков появилась в середине XX века в США. Первыми технополисами считались Силиконовая Долина в Калифорнии и Рут-128 в Массачусетсе. Это сейчас популярные во всем мире пункты сочетания науки и производства, центры создания наукоемкой продукции.
Малые инновационные предприятия
Малое инновационное предприятие – это предприятие, которое выпускает 10% продукции старше 3-х лет. Вся остальная продукция – это новые прогрессивные товары, позволяющие компании открывать новые сегменты рынка.
Малые инновационные предприятия являются технологическими лидерами в зарождающихся отраслях экономики, несмотря на то, что только 6% от общего числа работающих в малом бизнесе заняты в инновационной сфере. В любом случае малое инновационное предпринимательство играет значимую роль в развитии экономики страны.
Сильными сторонами малых инновационных компаний являются:
- оперативное принятие управленческих решений, которые позволяют сократить продолжительность инновационного цикла;
- минимизация затрат благодаря прямым и персональным контактам;
- отсутствие бюрократии в организации из-за минимальной управленческой иерархии предприятий
В силу небольших размеров субъектов малого инновационного бизнеса им свойственна высокая мотивация несмотря на персональную ответственность в условиях неопределенности и риска
Основными мотивами инновационного предпринимательства считаются: возможность воплощения в жизнь собственных творческих идей и проектов; высокий уровень самостоятельности и свободы в принятии решений; формирование имиджа и творческое признание успеха в инновационной деятельности и др.
Отмечают следующие характерные черты малого инновационного предпринимательства:
- работа в узкоспециализированном направлении;
- ориентация на продуктовые инновации и оказание услуг в инновационной области (выпуск товаров небольшими партиями или в единичном экземпляре);
- зависимость отрасли, к которой принадлежит малая фирма, от степени интенсивности инновационной деятельности.
Проведенные исследования деятельности малых инновационных компаний демонстрируют, что больше половины предприятий занимаются проектирование новой техники. Далее идет разработка программных продуктов, наладка и ремонт оборудования. Кроме этого каждая четвертая фирма оказывает консалтинговые услуги в области науки и техники.