Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Менеджмент в информационной экономике

Сущность и становление информационной экономики

Информационные технологии и Интернет все глубже проникают в жизнь человека. Они активно развиваются и распространяются практически на все сферы деятельности, начиная от бизнеса и заканчивая государственным управлением.

Развитие постиндустриального общества и его трансформация в общество информационное привели к развитию новой экономикиэкономики информационного типа, иначе именуемой цифровой.

Определение 1

Информационная экономика – это особый уклад жизни. Для нее характерно преобладание в структуре национального производства результатов деятельности информационной сферы, непосредственно связанной с процессами создания, обработки, хранения, передачи и потребления информации.

Статья: Менеджмент в информационной экономике
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Фактически информация и знания становится важнейшим ресурсом экономики, а информационное производство преобладаем над производством материальных благ.

В более узком смысле информационная экономика может быть определена качестве экономического сектора, связанного с компьютерной индустрией и информационно-коммуникационными технологиям.

Так или иначе, информационной экономике присущи определенные свойства (характеристики). К ним относятся:

  • широкое распространение сети Интернет;
  • активное развитие информационных технологий;
  • глобализация;
  • преобладание информационного сектора в ВВП;
  • общий рост производительности труда;
  • изменение характера занятости в сторону удаленной работы;
  • рост значимости интеллектуального творческого труда.

Таким образом, цифровая экономика характеризуется центрированной ролью информационных систем. На сегодняшний день она по-прежнему находится на стадии становлении.

В своем развитии информационная экономика проходит несколько этапов, для каждого их которых характерны свои особенности (рисунок 1).

«Менеджмент в информационной экономике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Становление и преобразование информационной экономики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Становление и преобразование информационной экономики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, информационная экономика в своем развитии проходит три основных стадии – зарождение, переход и преобразование. Конечной ее целью выступает удовлетворение потребностей и обеспечение хозяйственного взаимодействия информационного общества.

Понятие и функции менеджмента

Определение 2

В общем смысле менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, которая направлена на достижение установленных целей посредством обеспечения рационализации использования ресурсов (трудовых и материальных) на основе применения функций, принципов и методов научного управления.

Также менеджмент принято рассматривать в качестве системы научных знаний и рекомендаций управленческой деятельности, основанных на практике (рисунок 2).

Сущность менеджмента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Сущность менеджмента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Менеджмент находит свое проявление в различных сферах, начиная от самоменджмента и заканчивая управление предприятием или государством.

Основной целью менеджмента выступает обеспечение эффективности деятельности управляемой подсистемы. Если речь идет о предприятии, то она может быть выражена в виде обеспечения доходности, прибыльности и роста эффективности бизнеса, а также обеспечения его конкурентоспособности.

Менеджмент как вид управленческой деятельности характеризуется наличием субъекта и объекта управленческого воздействия:

  • субъектом управления выступает сам менеджер (тот, кто управляет);
  • объектом управления может являться организация, группа людей, отдельно взятая личность и пр.

Предметом менеджмента как отрасли научного знания выступает исследование законов и закономерностей функционирования и управления экономических систем.

Основными принципами менеджмента являются целостность, системность, целевая направленность, иерархическая упорядоченность, научная обоснованность. Все они представляют собой общие закономерности и устойчивые требования, соблюдение которых способно обеспечить эффективное развитие объекта управления.

Как особый вид управленческой деятельности менеджмент может принимать различные формы и виды. Под формами менеджмента следует понимать определенное сочетание его процессных элементов при соответствующем уровне его интеграции, находящее свое выражение в системе устойчивых связей.

Особую роль в современном обществе, ступившем на путь перехода от постиндустриальной к информационной экономике, играет информационный менеджмент.

Информационный менеджмент в условиях цифровой экономики

Менеджмент в условиях информационной экономики претерпел определенные изменения. Сегодня определяющая роль отводится информации, ее достоверности, точности и своевременности. Тот, кто владеет информацией, владеет миром.

Своевременная и точная информация приобретает критическое значение для принятия обоснованных управленческих решений, разработки стратегии и тактики рыночного поведения, адекватных условиям внешней и внутренней среды.

Сегодня информационный менеджмент опирается на активное использование современных информационных технологий, не только повышающих общую производительность труда, но и ускоряющих и облегчающих информационно-коммуникационные процессы. Однако таким он был не всегда. В процессе своего развития вместе с цифровой революцией он прошел несколько основных ступеней развития.

На первом этапе, продолжавшемся вплоть до 1960-х гг., менеджмент в информационной экономике был ориентирован на продукт. Для него было характерно доминирование традиционных индустриальных парадигм выпуска продукции массового потребления. Производственные процессы отодвигались на второй план.

Второй этап, протекавший в 1970-1980гг., был ознаменован массовой информатизацией компаний. Его отличало накопление первичного опыта использование компьютерных информационных технологий, основополагающей целью которых выступало сокращение численности персонала и управленческих расходов.

В 1980-1990 гг. наблюдалось экстенсивное развитие информационных технологий и создание единых информационных служб, подчиненных какому-либо отделу в организации. Компьютерной автоматизацией были затронуты практически все функциональные подсистемы управленческих процессы, сама же она перешла с уровня транзакций на уровень тактического управления.

Наконец начало XXI века было ознаменовано вступлением на стадию интеграции информационных систем и видов деятельности.

Сегодня менеджмент в информационной экономике неразрывно связан с активным и практически повсеместным использованием информационных систем. Основной его задаче выступает управление информацией в целях обеспечения повышения эффективности решений, которые принимаются управленческим аппаратом.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot