Сущность и становление информационной экономики
Информационные технологии и Интернет все глубже проникают в жизнь человека. Они активно развиваются и распространяются практически на все сферы деятельности, начиная от бизнеса и заканчивая государственным управлением.
Развитие постиндустриального общества и его трансформация в общество информационное привели к развитию новой экономики – экономики информационного типа, иначе именуемой цифровой.
Информационная экономика – это особый уклад жизни. Для нее характерно преобладание в структуре национального производства результатов деятельности информационной сферы, непосредственно связанной с процессами создания, обработки, хранения, передачи и потребления информации.
Фактически информация и знания становится важнейшим ресурсом экономики, а информационное производство преобладаем над производством материальных благ.
В более узком смысле информационная экономика может быть определена качестве экономического сектора, связанного с компьютерной индустрией и информационно-коммуникационными технологиям.
Так или иначе, информационной экономике присущи определенные свойства (характеристики). К ним относятся:
- широкое распространение сети Интернет;
- активное развитие информационных технологий;
- глобализация;
- преобладание информационного сектора в ВВП;
- общий рост производительности труда;
- изменение характера занятости в сторону удаленной работы;
- рост значимости интеллектуального творческого труда.
Таким образом, цифровая экономика характеризуется центрированной ролью информационных систем. На сегодняшний день она по-прежнему находится на стадии становлении.
В своем развитии информационная экономика проходит несколько этапов, для каждого их которых характерны свои особенности (рисунок 1).
Рисунок 1. Становление и преобразование информационной экономики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, информационная экономика в своем развитии проходит три основных стадии – зарождение, переход и преобразование. Конечной ее целью выступает удовлетворение потребностей и обеспечение хозяйственного взаимодействия информационного общества.
Понятие и функции менеджмента
В общем смысле менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, которая направлена на достижение установленных целей посредством обеспечения рационализации использования ресурсов (трудовых и материальных) на основе применения функций, принципов и методов научного управления.
Также менеджмент принято рассматривать в качестве системы научных знаний и рекомендаций управленческой деятельности, основанных на практике (рисунок 2).
Рисунок 2. Сущность менеджмента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Менеджмент находит свое проявление в различных сферах, начиная от самоменджмента и заканчивая управление предприятием или государством.
Основной целью менеджмента выступает обеспечение эффективности деятельности управляемой подсистемы. Если речь идет о предприятии, то она может быть выражена в виде обеспечения доходности, прибыльности и роста эффективности бизнеса, а также обеспечения его конкурентоспособности.
Менеджмент как вид управленческой деятельности характеризуется наличием субъекта и объекта управленческого воздействия:
- субъектом управления выступает сам менеджер (тот, кто управляет);
- объектом управления может являться организация, группа людей, отдельно взятая личность и пр.
Предметом менеджмента как отрасли научного знания выступает исследование законов и закономерностей функционирования и управления экономических систем.
Основными принципами менеджмента являются целостность, системность, целевая направленность, иерархическая упорядоченность, научная обоснованность. Все они представляют собой общие закономерности и устойчивые требования, соблюдение которых способно обеспечить эффективное развитие объекта управления.
Как особый вид управленческой деятельности менеджмент может принимать различные формы и виды. Под формами менеджмента следует понимать определенное сочетание его процессных элементов при соответствующем уровне его интеграции, находящее свое выражение в системе устойчивых связей.
Особую роль в современном обществе, ступившем на путь перехода от постиндустриальной к информационной экономике, играет информационный менеджмент.
Информационный менеджмент в условиях цифровой экономики
Менеджмент в условиях информационной экономики претерпел определенные изменения. Сегодня определяющая роль отводится информации, ее достоверности, точности и своевременности. Тот, кто владеет информацией, владеет миром.
Своевременная и точная информация приобретает критическое значение для принятия обоснованных управленческих решений, разработки стратегии и тактики рыночного поведения, адекватных условиям внешней и внутренней среды.
Сегодня информационный менеджмент опирается на активное использование современных информационных технологий, не только повышающих общую производительность труда, но и ускоряющих и облегчающих информационно-коммуникационные процессы. Однако таким он был не всегда. В процессе своего развития вместе с цифровой революцией он прошел несколько основных ступеней развития.
На первом этапе, продолжавшемся вплоть до 1960-х гг., менеджмент в информационной экономике был ориентирован на продукт. Для него было характерно доминирование традиционных индустриальных парадигм выпуска продукции массового потребления. Производственные процессы отодвигались на второй план.
Второй этап, протекавший в 1970-1980гг., был ознаменован массовой информатизацией компаний. Его отличало накопление первичного опыта использование компьютерных информационных технологий, основополагающей целью которых выступало сокращение численности персонала и управленческих расходов.
В 1980-1990 гг. наблюдалось экстенсивное развитие информационных технологий и создание единых информационных служб, подчиненных какому-либо отделу в организации. Компьютерной автоматизацией были затронуты практически все функциональные подсистемы управленческих процессы, сама же она перешла с уровня транзакций на уровень тактического управления.
Наконец начало XXI века было ознаменовано вступлением на стадию интеграции информационных систем и видов деятельности.
Сегодня менеджмент в информационной экономике неразрывно связан с активным и практически повсеместным использованием информационных систем. Основной его задаче выступает управление информацией в целях обеспечения повышения эффективности решений, которые принимаются управленческим аппаратом.