Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Индекс Херфиндаля-Хиршмана, пример расчета

Понятие конкуренции, ее виды

Определение 1

Конкуренция – это борьба между экономическими агентами за более выгодные условия функционирования и максимальный доход.

Конкуренция является естественным явлением рыночных отношений. Рыночная экономика строится на следующих принципах:

  1. Свобода субъектов хозяйствования.
  2. Разнообразие хозяйственных форм.
  3. Действие рыночного механизма на равновесие.
  4. Свободное ценообразование.
  5. Ограниченная роль государства.

Свобода субъектов выражается в их праве выбирать, какой продукт производить, в каком виде и для какого покупателя. Каждый экономический агент самостоятельно распределяет собственный доход. Независимость субъектов в условиях ограниченности экономических ресурсов порождает конкурентную борьбу. В итоге, конкуренция приводит в движение рыночный механизм, позволяющий со временем установить равновесный объем предложения и спроса, а также справедливую цену на благо.

В экономической теории выделяют два вида конкуренции. Совершенная конкуренция представляет собой идеальную модель взаимодействия экономических агентов. Она характеризуется большим числом продавцов и покупателей, которые не могут воздействовать на рыночные цены. Каждый из участников имеет доступ к рыночной информации, то есть, имеет точное представление о действующем уровне цен. Для совершенной конкуренции не характерно наличие ценовой борьбы, так как она является неэффективной. Другой вид конкуренции – это несовершенная конкуренция. Она отражает реальное положение дел в рамках рыночных отношений. Основной ее характеристикой является асимметрия информации, то есть участники рынка не имеют полного представления о всех процессах и явлениях, которые на нем происходят. Экономические агенты могут воздействовать на рыночные цены, вести нечестную конкурентную борьбу. В некоторых формах несовершенная конкуренция приводит к формированию высоких барьеров входа на рынок для новых игроков, что приводит к провалам рынка и требует внешнего государственного вмешательства.

«Индекс Херфиндаля-Хиршмана, пример расчета» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Рынки несовершенной конкуренции

Асимметрия информации при несовершенной конкуренции становится причиной формирования трех основных видов рынков, каждый из которых обладает своими особенностями. Стоит отметить, что конкуренция чаще всего рассматривается со стороны продавца, хотя может складываться и между покупателями.

Три формы рыночных отношений, складывающихся в условиях несовершенной конкуренции:

  1. Монополия. Это рынок, на котором действует один крупный продавец. Он способен влиять как на объем выпуска, так и на цену. Монополии обычно складываются естественным путем. Чтобы обеспечить доступ к природным ресурсам для всех участников рынка, необходимо вмешательство государства, которое воздействует на монополистов через инструменты антимонопольной политики.
  2. Олигополия или рынок нескольких продавцов. Обычно их число составляет от 2 до 20. Это крупные производители, создающие однородную продукцию. Как правило, рынок между ними поделен, а особенность олигополии ведет к тому, что игроки вступают в негласный сговор относительно уровня цен. На рынок олигополии очень сложно попасть новому игроку, так как действующие производители могут установить нерентабельный для новичка уровень цен, при этом получая доход. Так же выход на рынок олигополии может быть связан с получением разнообразных разрешений, лицензий и патентов от государства.
  3. Монополистическая конкуренция. На таком рынке действует большое число продавцов и покупателей. Производителей обычно более пятидесяти. Они могут создавать однородную или дифференцированную продукцию. В рамках собственного производства имеют возможность устанавливать цены и варьировать их в зависимости от уровня качества производимой продукции.

Наиболее опасным для рыночной модели отношений является появление монополии. Монополист способен диктовать свои условия рынку, поднимая цены с учетом собственных интересов. Покупатели будут вынуждены подстраиваться под производимый им объем и выбранный уровень цен. Связано это с тем, что монополист создает благо, которое представляет собой выпуск всей отрасли. Таким образом, он определяет объем выпуска. В кривой спроса на рынке монополии не учитываются потребности покупателя, его доходы и предпочтения. Монополия может грозить снижением качества продукции и непомерным ростом цен. Именно для этого во многих странах существует антимонопольная служба, сдерживающая власть крупных монопольных компаний.

Возможность участников олигополии ступать в тайны сговор так же ограничивается законами страны. С середины прошлого века запрещено формирование картелей, то есть открытых объединений компаний, создающих схожие товары или услуги. Но на олигополистическом рынке, при его стремлении к равновесию, складывается ситуация, когда участники находятся в негласном сговоре. Каждый имеет свою долю рынка, а цены находятся примерно на одном уровне. Выгодным для покупателя в данном случае будет позиция, если на рынке олигополии существует лидер, определяющий ценовую политику отрасли.

Монополистическая конкуренция характерна для большинства отраслей массового производства. Здесь каждый участник производственного процесса стремится монополизировать свою часть рынка. Экономические агенты вынуждены действовать в рамках тех цен, которые им диктует рынок. Они могут варьировать качество продукции, снижать издержки, применять маркетинговые стратегии для осуществления своих коммерческих целей.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана

Монопольный рынок представляет собой достаточно опасную для покупателя структуру. Игрокам такого рынка, а также контролирующим государственным структурам приходится наблюдать друг за другом, чтобы избежать последствий монопольной власти.

Замечание 1

Монопольная власть выражается в диктовке одним игроком рынка объема выпуска продукции и уровня цен.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана был разработан в США для того, чтобы определять тенденции на монопольном рынке. Этот индекс позволяет изучить концентрацию рынка в монопольной среде.

Определение 2

Под концентрацией рынка понимается доля, которую занимает действующее предприятие. Точнее процентное соотношение доли рынка одного из участников по отношению к другим участникам.

Для расчета степени монопольной власти используется следующая формула:

$HHI = S_1 + S_2 + ... + S_n$

где $HHI$ – индекс Херфиналя-Хиршмана, $S$ – доля рынка определенной фирмы, $n$ – количество игроков на рынке.

Основой расчета выступает удельный вес продукции компании на рынке. То есть, чем больше удельный вес, тем больше влияние компании на объем выпуска и цены. Индекс может иметь значение в промежутке от нуля до единицы. Ноль характеризует рынок совершенной конкуренции, что может существовать лишь в теоретических расчетах. Чем выше значение индекса, тем выше концентрация участников рынка. Возведение в квадрат позволяет увидеть влияние компании в более крупных величинах.

Примером расчетам может быть следующий вариант. Можно взять две отрасли и пронумеровать в каждой из них действующие предприятия. Для каждого предприятия в рамках своей отрасли определяется удельный вес в процентах.

Если показатель Херфиндаля-Хиршмана будет более 1000, то рынок становится высоко концентрированным, а значит, на нем необходимо запретить слияния и поглощения. Если же показатель менее или равен пятидесяти, то объединение фирм возможно, так как это не повлияет на баланс сил.

Замечание 2

Индекс Херфиндаля-Хиршмана является рабочим только для монопольного рынка, где мало игроков. Расчет этого индекса для рынка монополистической конкуренции нецелесообразен, так как не дает четкого представления о деятельности каждого игрока из-за их большого количества.

Как правило, для расчетов берутся данные самых крупных игроков, затем используются данные менее значимых из них. Расчет индекса ведется до сотых процента.

Дата последнего обновления статьи: 31.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot