Индекс Херфиндаля - Хиршмана – это показатель, отражающий рыночную долю компании в монопольной среде.
Понятие конкуренции в экономике
Конкуренция – это борьба между субъектами хозяйствования за более выгодные производственные условия и рынки сбыта.
Конкуренция является частью рыночной экономики. К причинам ее возникновения можно отнести:
- Обособленность функционирования экономических агентов.
- Стремление субъектов к индивидуальной выгоде.
- Ограниченность ресурсов и рынков сбыта.
- Зависимость экономических агентов от рыночной конъюнктуры.
Можно сказать, что существование конкуренции – это одна из закономерностей рынка. Ее сущность проявляется в свободе выбора для покупателя. Он получает возможность приобретать товары и услуги согласно своим потребностям. Продавец с помощью конкуренции получает обратную связь о функционировании рынка. Кроме того, он может воспользоваться конкурентной борьбой для достижения собственных коммерческих целей. В результате обмена между продавцом и покупателем устанавливается справедливая цена на благо. Дело в том, что каждый субъект сделки преследует свои интересы – продавец хочет максимизировать доход, а покупатель приобрести необходимое ему благо по приемлемой цене.
Еще одним важным условием конкуренции является свобода субъектов от внешнего воздействия. То есть, экономические агенты имеют право самостоятельно определять свой род деятельности, а также выбирать контрагентов. Можно сказать, что конкуренция является методом взаимного контроля, осуществляемого субъектами хозяйствования. Получая рыночную информацию, они могут корректировать свою деятельность, принимать соответствующие предпринимательские решения.
Конкуренция выполняет ряд важных рыночных функций. Прежде всего, она позволяет установить пропорции между общественным воспроизводством и потреблением. С ее помощью определяется и формируется справедливая рыночная цена. Она способствует распределению дохода, устанавливает его связь с затратами труда, помогает перемещать средства и производственные факторы между отраслями экономики и ее секторами.
Разнообразие субъектов хозяйствования определяет виды конкуренции. Она может быть индивидуальной, местной, отраслевой, межотраслевой, национальной и глобальной. В зависимости от государственного вмешательства конкуренция может быть регулируемой и рыночной. Так же она может быть ценовой и неценовой. Отличительной особенностью последней можно назвать методы достижения наилучшего положения на рынке. Здесь на первый план выходят качество товаров, маркетинговое продвижение, применение новейших технологий, уникальность продукции и так далее.
Виды конкурентной борьбы
Экономическая теория рассматривает два вида конкурентной борьбы, а именно, совершенную и несовершенную конкуренцию. Первая характерна для идеальной закрытой системы. Она отличается большим числом экономических агентов, которые имеют полный доступ к рыночной информации. В свою очередь, рыночная информация прозрачна и не искажена. Барьеры входа на рынок невысоки. Ни один экономический агент не способен оказывать существенного влияния на рыночную конъюнктуру. Вся продукция однородна и сопоставима.
Совершенная конкуренция представляет собой категорию теоретической экономики, так как соблюдение вышеперечисленных условий в реальной жизни практически не возможно. Поэтому для реального рынка используют термин несовершенной конкуренции, где субъекты находятся в изначально неравных условиях. Ее характерными чертами могут быть дифференциация продукции, господство нескольких производителей, асимметричность рыночной информации и другое.
Существуют следующие формы конкурентной борьбы:
- Чистая конкуренция является формой совершенной конкуренции. Все субъекты находятся в равных условиях между собой, при этом не могут оказывать существенного влияния на конъюнктуру рынка.
- Олигополия представляет собой вид несовершенной конкуренции, где рынок поделен между несколькими производителями. Такая ситуация формирует условия сговора в цене и других условиях выпуска. Товары и услуги схожи между собой, что ограничивает выбор покупателя, а также ведет к необоснованному росту цен.
- Монополия. Характеризуется господством одного производителя, который может варьировать выпуск и цены так, как считает нужным. Покупатели будут вынуждены приобретать предлагаемые монополистом блага. Здесь действует государство, применяя меры антимонопольной политики. Особенно актуально это для отраслей, где складываются естественные монополии, например, добыча полезных ископаемых, использование воды и энергии. За счет государственных субсидий, а также антимонопольной политики сохраняется доступ для всех субъектов экономических отношений.
Монополистическая конкуренция характерна для рынков потребительской продукции. Здесь действует множество продавцов и покупателей, но каждый из них стремится к монополизации собственных интересов. Товарные группы на рынке дифференцированы.
Конкуренция может существовать не только между продавцами, но и между покупателями. Существуют монопсонии и олигопсонии, где производители ориентируются на одного или нескольких покупателей. Как правило, потребителем выступает государство. Например, в сфере военно-промышленного комплекса. Именно покупатель определяет объем выпуска и уровень цен.
Индекс Херфиндаля - Хиршмана
Индекс Херфиндаля - Хиршмана был разработан в США для осуществления контроля над действиями монополистов. Каждое предприятие на рынке занимает определенную долю. Она связана с таким понятием как концентрация рынка. Концентрация рынка показывает процентное соотношение доли рынка, приходящейся на компанию относительно других компаний. Для изучения рыночной доли в монопольной среде используется индекс Херфиндаля - Хиршмана.
Этот показатель позволяет определить степень монополизации рынка одним из игроков, что позволяет своевременно избежать распространения его экономической воли на рынок.
Индекс Херфиндаля - Хиршмана рассчитывается по формуле:
Рисунок 1. Индекс Херфиндаля – Хиршмана. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
где $HHI$ – рассчитываемый индекс, а $Si$ – доля каждого предприятия на рынке.
Формула показывает, что индекс рассчитывается как сумма долей всех предприятий рынка, возведенных в квадрат. Расчет ведется в процентном соотношении.
Эта формула применима для монополий, так как при других видах конкуренции субъектов может быть очень много, тогда расчет становится затруднительным и нецелесообразным. Обычно, расчет начинают с самых крупных игроков, а затем, берут менее значимых. Расчет индекса производится до сотых процента.
Значение индекса Херфиндаля - Хиршмана позволяет проводить анализ рынка, а также своевременно реагировать на любые изменения данного показателя. Он свидетельствует об изменении доли конкурентов, что требует от предпринимателей пересмотра своей экономической политики. Значения коэффициента отличаются очень сильно, сигнализируя о потенциальном монополисте, а в процентном соотношении его влияние может быть не таким заметным. Если доля компании на рынке превышает 50%, то она считается монополистом. С ней очень сложно конкурировать, она определяет поведение других игроков на рынке.
Квадрат в уравнении используется для того, чтобы избежать недочетов при вычислении. Если брать доли в процентах, то всегда будет получаться значение сто. Если доли возводить в квадрат, то значение коэффициента становится более различимым. Значение коэффициента, колеблющееся от 1800 до 10000 говорит о высокой степени монополизации рынка, что требует вмешательства государства и антимонопольной службы. Если коэффициент колеблется от 1000 до 1800, то рынок характеризуется высокими барьерами входа, так же требует государственного регулирования. Если индекс менее 1000, то рынок считается конкурентным, а значит, не требует дополнительного вмешательства.