Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Отрасли олигополии

Понятие и виды конкуренции

Рыночная экономика строится на определенных принципах, которые в конечном итоге обеспечивают саморегуляцию процессов внутри нее. Рыночная модель отношений считается одной из самых устойчивых и адаптивных под изменяющиеся требования общества. Экономика работает на основе рыночного механизма, который обеспечивает соблюдение основных экономических законов и свойств модель. Сам рынок строится на свободе предпринимательства и ценообразования. Покупатели имеют выбор продукции, решение о покупке принимают независимо, согласно своим потребностям. На рынке действуют разнообразные формы хозяйственных субъектов. Отношения между субъектами производится на договорной основе, имеющей юридическое обоснование и защищенность.

Замечание 1

Действуя на рынке, предприятия ограничивают влияние друг друга на экономические процессы в системе, что приводит к конкурентной борьбе.

Конкуренция представляет собой особое взаимодействие экономических субъектов, направленное на получение наиболее выгодных условий, способных повысить доход копании.

В экономике определяется два вида конкуренции. Совершенная представляет собой модель рынка, где участники не оказывают существенного влияния на цену и объем выпускаемой продукции, однако, формируют их естественным путем через установление равновесия спроса и предложения. Более реальными моделями рынка выступают формы несовершенной конкуренции. Среди них можно выделить:

  • рынок одного производителя – монополию;
  • рынок одного потребителя – монопсонию;
  • рынок нескольких производителей – олигополию;
  • рынок нескольких покупателей – олигопсонию;
  • монополистическую конкуренцию (производители создают однородный продукт и борются за долю рынка).

Конкуренция способствует формированию различных рыночных структур в зависимости от трудоемкости и инвестиционных вложений. Она выступает основным инструментом саморегуляции рынка, способствуя установлению равновесия спроса и предложения. При этом конкуренция стимулирует производителей к использованию новаторских идей, технических инноваций. Требует от предпринимателей новых технологических решений, маркетинговых ходов, бизнес подходов. В конечном итоге, конкуренция приводит к общему развитию экономической системы страны.

«Отрасли олигополии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Отличительные особенности олигополии

Одной из реальных форм рыночных структур является олигополия или «рынок нескольких». Большая часть создания и сбыта продукции сосредоточена в руках нескольких крупных хозяйствующих субъектов. При этом не исключается тот факт, что на рынке могут действовать малые предприятия, производящие схожую продукцию. Олигополией признается рынок, где на долю одного или нескольких хозяйствующих субъектов приходится более 50% рынка.

Из-за того, что конкурентов в олигополии немного, проявляется главная ее особенность. Участники оказывают прямое влияние на состояние рынка при любых изменениях в своей деятельности. Они воздействуют на экономические показатели друг друга, а именно, на:

  • цены;
  • объемы продаж и выпуска;
  • перераспределение инвестиционных ресурсов;
  • инновационную деятельность;
  • маркетинговые стратегии;
  • сервисное и послепродажное обслуживание и т.д.
Замечание 2

В условиях олигополии могут производиться однородные товары или услуги, когда покупатели не имеют особых предпочтений и продукция является взаимозаменяемой. Такая олигополия называется чистой. Если товары не заменяют друг друга, кроме того, покупатели могут отдавать предпочтения торговой марке, то продукция определяется как дифференцированная. Олигополия так же считается дифференцированной или гетерогенной.

Так как большая доля рынка находится под контролем крупных компаний, они могут устанавливать свои цены, с которыми покупателю придется смириться. Особенность олигополии делает ценовую борьбу неэффективной. Если одна из компании решится на снижение или повышение цен, то вызовет реакцию у своих конкурентов, которые могут в итоге лишить ее доли рынка. При сговоре фирмы олигополии могут не пустить на рынок новичка, если установят минимальные для новой компании цены, способные лишь покрыть ее расходы. Сами же олигополисты смогут сохранить свои доходы, так как каждый из них имеет свой рынок сбыта.

Отрасли олигополии

Олигополия является распространенным видом экономической структуры. Для нее характерно большее число производителей, чем при монополии, но гораздо меньшее, чем при монополистической конкуренции. Идеальной моделью является дуополия, когда на рынке действуют всего две крупных компании, хотя такой вариант отношений встречается крайне редко.

Олигополии возникают в различных странах в отраслях, требующих сложных технологических процессов, технического проектирования, крупных денежных вложений и сопутствующих расходов. Часто, компании обязаны получать государственные патенты, лицензии, проходить постоянные аккредитации.

Например, в Америке рынок свинца поделен между четырьмя крупными производителями. Около 90% производства подакцизных товаров и бытовой электротехники сосредоточенно в руках пяти крупнейших производителей. Почти весь рынок сигарет и холодильников находится в руках трех компаний во Франции.

Примерами олигополии с дифференцированной продукцией могут выступать отрасли автомобилестроения. Здесь действует не так много компаний – производителей, однако, каждая из них предоставляет широкий ассортимент автомобилей, способных удовлетворить любые потребности покупателя.

Олигополия присутствует и в самолетостроении, где крупнейшими производителями на сегодняшний день являются «Аэробус» и «Боинг», при этом существуют более мелкие производители.

В российской экономики олигополии характерны прежде всего для отраслей сырья, а так же черной и цветной металлургии. В химической промышленности и машиностроении действуют несколько компаний, обеспечивающих большую часть рынка необходимой продукцией.

Картели – виды олигополии, где предприятия – участники объединяются и сообща принимают решения, в России появились еще в конце девятнадцатого века в угледобыче. Создание картелей приводило к монополизации рынка. В настоящее время, картели считаются незаконной формой олигополии.

Особенности российского рынка позволяют выживать только крупным компаниям и корпорациям, что постепенно формирует олигполистический рынок в той или иной отрасли. Например, на одиннадцать крупнейших нефтедобывающих компании России приходится до 98% рынка. Хотя объем добычи выше и общероссийских предприятий.

В розничной торговли России так же присутствуют олигополии, например, сеть «Ашан» имеет множество магазинов по всей стране. Многие поставщики стремятся к сотрудничеству именно с этой сетью.

Еще одним ярким примером олигополии является сфера услуг связи, где действуют три крупнейших оператора.

Дата последнего обновления статьи: 05.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot