Условия олигополии
Олигополия на рынке достаточно распространенное явление, обладающее рядом характеристик и особенностей. Помимо этого олигополия реализуется в определенных направлениях.
Олигополия формирует тусловия, направленные на повышение спроса на рынке. Фирма, выходя на рынок, может запланировать определенные тенденции спроса, а также в связи с этим ряд экономических и технических параметров. Однако на практике тенденции могут носить совершенно другой характер. Тенденции спроса привязаны напрямую к ряду общих факторов, таких как: экономическая, социальная, политическая обстановка в стране, также на них влияют факторы внутри определенного географического округа, связанные с законодательством или чрезвычайными ситуациями и т.д..
Тенденции, связанные с изучением и формированием привычек у потребителей рынка. Если человек привык и предпочитает ходить в определенный магазин и покупать конкретный товар, то его можно переубедить купить аналогичный, только если использовать при этом ряд маркетинговых инструментов, таких как: цена, упаковка, имидж товара и торговой марки и т.д..
Условия технологического характера. В олигополистическом рынке очень сложно найти конкурентное преимущество, особенно, если другие фирмы работают давно. При этом надо учитывать возможности, которые может дать технологический процесс в вопросах конкуренции на данном рынке. Так, если фирма выйдет с новым инновационным оборудованием, предложит более эффективный технологический процесс, в рамках которого будет производиться более уникальный товар, тогда реализация стратегии может стать вполне успешной;
Высокие барьеры входа на рынок новых участников. Рынок олигополии требует от участников такого рынка в первую очередь высоких экономических затрат, что и ограничивает их количественно, поэтому, прежде, чем начать работу на таком рынке, необходимо реально оценить финансовые возможности фирмы.
Характеристика политической олигополии
Олигополия, как форма отношений, может возникать не только на рынке, но и во властных государственных структурах.
Политическая олигополия – это определенная форма властных отношений, которая действует и реализует свою деятельность исключительно в интересах очень ограниченной группы людей.
Надо заметить, что такая власть и ее правление сильно ущемляет в этом плане права всего населения, где реализуется и исполняется эта власть.
Также политическая олигополия никак по своим свойствам и характеру не подходит под демократический строй или чистую монополия, она является обособленной формой правления, где людям, входящим в круг олигополии дано право обладать какими – либо преимуществами под неясным предлогом.
На сегодняшний день политическая олигополия очень ярко проявляется в российском правительстве, где высшее звено управление может создавать и руководствоваться особыми правилами, которым не подчинены остальные властные структуры.
Такая политическая олигополия нарушает все законы и устои общества, действующие в государстве, она призвана:
- Разрушать процессы воспроизводства внутри страны;
- Вводить дисбаланс между группой политической олигополии и другими участниками власти;
- Нарушать правила в области социально – культурного существования населения государства;
- Вводить экономическую политику в затруднительное положение относительно населения страны и т.д.
Таким образом, надо заметить, что политическая олигополия является больше негативным явлением, нежели положительным, способным разрушить все принятые внутри страны законы и правила, что вызовет только агрессию со стороны населения этой страны по отношению к данной группе людей.
Примеры формирования политической олигополии
Олигополия формируется не всегда сама по себе, скорее всего, эта незаконная группировка образуется в момент, когда власть ослабевает или правление одного человека становится не уместным, тогда и появляются группы олигополии.
Так, приведем примеры, когда были сформированы группы политических олигополий:
- Период на Руси, когда свершались дворцовые перевороты. В те времена, группа политической олигополии могла руководить происходящими переменами во власти и направлять определенные действия в нужное русло, чтобы сменить или даже свергнуть имевшуюся власть. Отменить такое действие практически никто не мог, только новый законный правитель дворца и государства;
- Период, когда власть или определенный режим власти терял свои позиции на государственной арене, политические олигополии могли незаконным образом осуществлять захват власти, свершать переворот и действовать по своему усмотрению (примером может служить свержение царя и установление советской власти в начале 20 века в России);
- Также к политическим олигополиям можно даже отнести различные формы диктатуры, которые захватывали власть и сразу устанавливали свои законы и правила, например, это были фашистские легионы, которые в ходе войны захватывали целые страны и подчиняли их своей власти и своим режимам.
Если говорить о нашем государстве, то самым ярким примером политической олигополии была Советская власть, некоторые слои которой пользовались определенной властью, независимой не от какого закона и общественных устоев. Все остальное население страны подчинялось общим правилам и законодательству коммунистической власти.
После распада Советского Союза, к политическим олигополиям можно отнести было так называемых «новых русских», которые вошли в правление в начале 1990-х годов. Это группы людей, для которых не было ни власти, ни законов, они жили по своим установленным правилам, и правительство не могло повлиять на их незаконную деятельность.
Политическая олигополия существовала и существует в большинстве государств мира, от нее сложно избавиться и ее искоренить. В России такие попытки предпринимались, но большая их часть была неудачной. На сегодняшний день основная борьба с политической олигополией ведется через налаживание механизма рыночных отношений.