Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эффективность олигополии

Олигополия и ее структура

Рынок олигополии стал известен в период перехода на рыночные отношения, например, в России это произошло в начале 1990-х годов, то есть в конце 20 века. Олигополии начали формироваться не сразу, а постепенно, ввиду определенного рода особенностей.

Определение 1

Олигополистический рынок – это структура экономического характера, где есть определенное количество участников (до 24) и они производят товар схожий по назначению и типу.

Структура олигополии включает в себя два основных вида рынков.

Первый рынок олигополии, где все участники рынка производят схожий товар для покупателей. Такой рынок характеризуется высокой степенью конкуренции, а также участников такого рынка не должно быть слишком много, например, около 6-7 компаний. Если будет больше, то экономическая эффективность от их деятельности будет слишком мала и производство потеряет смысл и значение. Также при таком рынке необходимо очень серьезно выстраивать конкурентные отношение, так как изменение одного конкурентного параметра сильно изменит всю рыночную структуру. Например, изменение одного фактора производства, например цены или масса товара, сразу отразится на политике конкурентов, лучше всего в условиях олигополии делать такие изменения плавно и постепенно, иначе конкуренты могут принять «вызов», после чего последствия могут быть самые печальные;

Второй рынок олигополии предполагает, что все фирмы – участницы продают товар дифференцированного характера, то есть разнообразный, а не схожий по функционалу и назначению. В таком случае, на рынке может быть достаточно много участников, зависимость друг от друга всех фирм не такая сильная, каждый может разрабатывать свою политику цен, объемов, рекламы и т.д. Это, конечно, скажется на других участниках, но не в сильной степени.

Замечание 1

Такая структура олигополистических рынков позволяет устанавливать свои правила игры среди всех участников, выбирать грамотные стратегии развития и уменьшать воздействие различных факторов на деятельность этих компаний.

Особенности олигополии

Олигополия, как нетрадиционный рынок внутри конкурентного рынка, имеет ряд своих особенностей:

  • Особенность, связанная с количественными параметрами участников рынка олигополии. Здесь надо заметить, что все участники такого рынка связаны между собой. Если один участник решает изменить условия реализации товара, например: цену, сроки поставки или качественные показатели, то это моментально отразится на его конкурентах, ввиду этого все фирмы в олигополии должны работать сообща;
  • Особенность, связанная с увеличением доли рынка предприятия. Основной смысл работы компании в условиях олигополии сводится к захвату большей доли на рынке. Чем больше доля, тем больше компания может и эффективнее продавать свой товар, то есть стать лидером среди конкурентов;
  • Особенность, связанная с беспрерывной ценовой борьбой за «место под солнцем». Вся конкурентная борьба в условиях олигополии сводится к ценовой борьбе, каждая фирма на данном рынке, стремится расширить границы и объемы продаж товара, где главным рычагом служит цена товара. Чем ниже будет себестоимость товара, тем сильнее конкурентное преимущество этой фирме в рамках олигополии;
  • Особенность, связанная с формированием альянсов. Слияние фирм, как фактор успеха внутри олигополии. Фирмы-производители схожего товара могут объединяться и производить более дешевые товары и продавать их большим объемом, это позволяет «уничтожать» потенциальных конкурентов, делать их слабее и выживать с рынка.
«Эффективность олигополии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Данные особенности отличают олигополию от других видов и форм рыночных отношений.

Эффективность олигополии

Большинство экономистов задаются вопросом: рынок олигополии – это хорошо или плохо для конкурентной среды, а также эффективно ли работать компаниям на таком типе рынка.

Существует два распространенных мнения на эти часто возникающие вопросы.

Первая точка зрения называется традиционной. Данная точка зрения основана на объективных причинах, в основе ее лежит утверждение, что олигополия стремится, так или иначе, к чистой монополии, что противоречит условиям рынка конкуренции. К монополии ведут следующие предпосылки: структура компаний на рынке не оптимальная, нежели на обычных рынках, цены на товары зачастую выше цен, существующих в обычной конкурентной среде, объемы производимых товаров также отстают от конкурентного рынка сбыта и т.д. Но, так или иначе, олигополия не должна перерасти в монополию, так как это крайне не сосуществует с действующими законами и нормами рынка, даже, если компании объединяться, они не смогут эффективно работать в качестве монополистов, начнется разлад, что приведет к гибели и разрушению альянса. Поэтому созвать альянсы можно, но только на условиях олигополии;

Вторая точка зрения основана на теории Шумпетера – Гэлбрейта. Данная теория говорит о том, что, скорее всего, олигополия не самая эффективная экономическая модель развития рынка, так как ограниченность участников, также предполагает и слабое развитие в вопросах инновационных, технических и научных отраслях. Ввиду того, что реально развиваться в олигополии могут только самые крупные компании или альянсы, то они же, в свою очередь, являются и «хозяевами» рынка, то есть у них идет стабильный доход, причем достаточно длительное время и туи возникают вопросы: а нужно ли этим компаниям внедрять инновации. Этот вопрос достаточно открытый, так как инновации требуют денег и новых ресурсов, а зачем, если прибыль и так есть, плюс новые фирмы не смогут войти на рынок. Все это приводит к заключению, что в условиях олигополии фирмы слабо используют научно – технический прогресс в своей деятельности.

Замечание 2

Таким образом, эффективность олигополии достаточно сомнительная, большая часть экономистов считает, что это не самый лучший тип рыночных отношений, так как при этом страдает инновационный и научно – технический прогресс, без которого развитие рынка невозможно. При этом для покупателей также созданы не самые лучшие условия, выраженные в высоких ценах, малых объемах производства и т.д.

Дата последнего обновления статьи: 07.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot