Сущность понятия «общественный сектор»
Общественный сектор – это совокупность государственных и частных некоммерческих организаций, оказывающих влияние на работу рыночного механизма в смешанной экономике.
В структуру общественного сектора входят так же финансы, относящиеся к доходам и расходам государственного бюджета. Он является той частью экономики, где происходят следующие неспецифические явления:
- Рыночный механизм не срабатывает.
- Требуется нерыночный метод координации предложения и спроса.
- Осуществляется распределение и потребление общественных благ.
- Государство поддерживает экономическое равновесие за счет регулирующего воздействия.
Размеры общественного сектора определяются доходами и расходами государства. Здесь учитывается движение денежных средств. Общественный сектор оказывает особое влияние на оборонную промышленность, образование и здравоохранение, коммунальное хозяйство и культуру. Масштабы сектора во многом определяются историческим и культурным наследием. На них влияют и особенности политических сил.
Сегодня государство является активным участником рыночных отношений. Поэтому на фоне его активности возникают разные формы взаимодействия с частным сектором. Происходит смешение форм собственности и методов ведения экономической деятельности. Государство обладает теми ресурсами, которые необходимы для предоставления значимых общественных услуг и организации работы экономики наиболее эффективным способом. Исключить роль государственного вмешательства нельзя, однако, усиление присутствия власти во всех экономических процессах оказывает негативное влияние на работу экономики в целом.
Таким образом, общественный сектор сегодня представляет собой смешение форм собственности и видов экономической деятельности, которые объединяют государственный и частный сектор в целях взаимовыгодного сотрудничества и организации нормального функционирования национального хозяйства.
Функции общественного сектора
Общественный сектор рассматривается с точки зрения вмешательства государства в работу рыночного механизма. Здесь государственный аппарат управления выполняет следующие функции:
- Стабилизация.
- Распределение ресурсов.
- Распределение доходов.
Стабилизация заключается в закреплении положительных тенденций в процессе экономического роста. Достижение динамики изменения внутреннего валового продукта, сдерживание инфляции, снижение дефицита бюджета и других параметров осуществляется за счет монетарной политики. Центральный финансовый регулятор влияя на денежную массу стабилизирует экономику за счет достижения товарно-денежного баланса. Результатом становится создание предпосылок для улучшения показателей занятости, роста доходов населения, рост средств, направленных на улучшение положения граждан в социальной и экономической сферах. Среди инструментов финансовой политики выделяют управление денежной массой через регулирование банковской деятельности, в том числе управление процентами, управление ликвидностью банка.
Распределение ресурсов осуществляется между общественными и частными секторами. Оно определяется как доля бюджетных изъятий из валового продукта. Дополнительным источником финансирования являются налоговые поступления.
Для российской экономики данный механизм является не достаточно эффективным по причине того, что до сих пор сохраняется противоречие переходной экономики. Кризисные ситуации заставляют государство применять методы для централизации экономики, что сдерживает нормальное развитие конкуренции и функционирование рыночного механизма. Одним из способов выхода из этой ситуации является децентрализация через распределение полномочий по уровням управления.
Распределение доходов осуществляется из принципов, характерных для теории общественного благосостояния. То есть, государственная политика ориентирована на установление среднего показателя благосостояния населения. Это необходимо для снижения процента бедных и борьбы с нищетой. Если государство не участвует в распределении доходов, то рыночный механизм способствует лишь усугублению разрыва между богатыми и бедными.
Тенденции общественного сектора
Особенностью общественного сектора является активное участие государства. Являясь игроком в рыночных отношениях, государство сохраняет за собой роль регулятора в тех сферах, где провал работы рыночного механизма неизбежен.
Стоит отметить, что в исторической ретроспективе общественный сектор сначала был очень большим, потом к середине двадцатого века максимально уменьшился. Сейчас наблюдается тенденция усиления роли государственного регулирования даже в развитых экономиках. Это вызвано следующими причинами:
- Быстрое развитие экономики стимулирует появление новых отраслей и видов деятельности, что дестабилизирует работу рыночной конкуренции и информации. В итоге все чаще возникают ситуации, когда вмешательство государства является необходимым.
- Цикличность экономики оказывает более сильное влияние субъекты хозяйствования. Процесс глобализации ведет к тому, что большая часть стран вовлечена в мирохозяйственные связи, поэтому изменение в одной стране ведет к изменениям в других странах. Борьба с циклическими изменениями является одним из обязательных условий государственной экономической политики.
- Ориентирование на благосостояние населения стало последней тенденцией в сфере управления экономикой. Помощь населению в увеличении доходов позволяет стимулировать спрос, а значит, влиять на предложение естественным путем.
Таким образом, с одной стороны в мире отмечается тенденция по сокращению влияния государства на экономику. С другой стороны, все более очевидной становится необходимость государственного вмешательства в ее функционирование. Контроль над экономикой стимулирует государство наращивать свое присутствие в рыночном хозяйстве и не уменьшать степени своего влияния на национальное хозяйство.