Когда компания решает что-либо производить и подготавливает для этого производственную площадку, то есть закупает оборудование, здание, нанимает работников и т.д., и только потом, когда площадка готова вкладывает оборотные средства.
Специфика оборотных средств заключается в выполнении следующих необходимых для предприятия действий:
- Покупка нужного количества сырья и материалов для обеспечения производственного процесса;
- Приобретение сопутствующих необходимых изделий или заказ требуемых услуг;
- Определение величины непредвиденных расходов и т.д.
После того, как товар произведен его надо упаковать, доставить на склад или сразу реализовать доставку до потребителя. Когда покупатель оплатит товар, и деньги поступят на счет или в кассу продавца, то в данный момент оборотные средства вернулись компании.
Ликвидность оборотных средств
Все оборотные средства компании считаются, по праву, ликвидными активами, то есть быстро и достаточной мере легко реализуемыми. Если для примера брать основные средства фирмы, то они слабо ликвидные, в непростой для компании ситуации, их сложно будет быстро продать или сдать в аренду или переоформить и т.д.
Оборотные средства, в свою очередь, ликвидные активы, но все равно по структуре также подразделяются на: ликвидные оборотные средства и слабо ликвидные оборотные средства.
Чтобы определить ликвидность каждого оборотного средства или всех их в совокупности используются показатели ликвидности или их еще называют коэффициенты ликвидности.
Показатели ликвидности оборотных средств – это показатели финансовой направленности, которые способствуют расчету возможности фирмы погасить имеющиеся текущие задолженности оборотными средствами.
Такие показатели рассчитываются на основании финансовой и бухгалтерской отчетности предприятия, которую они в обязательном порядке также сдают в налоговые органы.
Основной смысл расчета показателей ликвидности – это понять, на сколько фирма располагает оборотными средствами, чтобы погасить имеющуюся на текущий момент задолженность, например, перед банком или поставщиками и т.д.
Если оборотные средства превышают текущую задолженность, значит, компания в состоянии обеспечить себя не прибегая к заемным средствам, если нет, то есть оборотных средств не хватает для погашения задолженности, значит, компания не в состоянии себя обеспечивать за счет собственных ресурсов.
Показатели ликвидности оборотных средств
В экономической литературе принято выделять несколько основных показателей расчета ликвидности оборотных средств компании:
- Показатель, с помощью которого можно рассчитать текущую ликвидность оборотных средств компании на рынке, то есть какова доля ликвидных активов на данный момент времени есть у фирмы;
- Показатель, с помощью которого можно рассчитать срочную ликвидность. Этот показатель, несомненно, похож на показатель текущей ликвидности, лишь за той разницей, что в расчет включаются только те оборотные средства компании, которые имеют наиболее высокую степень ликвидности;
- Показатель, с помощью которого можно рассчитать абсолютную ликвидность оборотных средств компании на рынке. В данном случае показатель дает понять какова ликвидность всех оборотных средств на предприятии, не только текущих, а вообще всех сразу, то есть на что может рассчитывать компания;
- Показатель, с помощью которого можно рассчитать весь чистый оборотный капитал фирмы. Оборотный капитал представляет собой все оборотные средства, как ликвидные, так и менее ликвидные и почти не ликвидные. Капитал, которым располагает фирма не только в данный момент времени (как в случае с показателем абсолютной ликвидности), но и в будущих периодах.
Все перечисленные показатели позволяют компании рассчитать всю ликвидность оборотного капитала и ответить на основные финансовые вопросы, главным из которых является: сможет ли компания покрыть текущие обязательства оборотными средствами или нет.
Степень ликвидности оборотных средств
Как уже говорилось ранее, все оборотные активы имеют различную степень ликвидности, в зависимости от форм, возможностей, стоимости и других характеристик.
Итак, распределим оборотные средства по степени ликвидности.
Высокую степень ликвидности имеют денежные средства предприятия. Денежные средства компании могут находиться в кассе предприятия, также и на расчетных счетах в банках. Этими средствами можно воспользоваться в любой момент, их не надо продавать, быстро реализовывать и т.д.;
Достаточно высокую степень ликвидности имеют ценные бумаги оборотных средств. Оборотные ценные бумаги представляют собой краткосрочные финансовые вложения компании с целью увеличения оборотных средств предприятия. К ценным бумагам можно отнести различного рода векселя, акции, облигации государственного или частного образца, сертификаты и т.д.;
Менее высокой степенью ликвидности обладают оборотные средства в виде дебиторской задолженности, то есть денежные средства, которые должен перечислить покупатель продавцу или корпоративные ценные бумаги;
Достаточно низкой степенью ликвидности обладают оборотные средства в виде запасов производства, которые храниться на складах компании. Это связано с тем, что необходимо время, чтобы продать готовую продукцию или реализовать сырье и материалы, получить быстрый доход не получится;
Самой низкой степенью ликвидности обладают оборотные средства в виде цехов, зданий или оборудования, а также незавершенное строительство и т.д. То есть для того чтобы вернуть вложенные средства в оборотные необходимо очень много времени.
Таким образом, показатели ликвидности оборотных средств помогают компании определить множество моментов, связанных с финансовой деятельностью предприятия, понять какими быстрыми резервами оборотных средств располагает фирма на сегодняшний день или какими не располагает, на какие стоит рассчитывать, а на какие нет.