Фиаско рынка – это ситуация, при которой рынок не в состоянии управлять процессами экономического выбора с целью эффективного использования ресурсов.
Фиаско рынка и связанные с этим явлением проблемы довольно актуальны в современной рыночной экономике. Формировавшаяся долгое время рыночная система сейчас определяет экономический облик страны. У современного рынка есть огромные возможности повлиять на любую сферу жизни общества. Но существует ряд проблем, решение которых не подвластно рыночному механизму, поэтому рынок не может их эффективно преодолеть. Такое проявление неэффективности рыночных механизмов, экономическая ситуация, в условиях которой они не в состоянии обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов называется «провалом рынка». Для преодоления провала рынка требуется вмешательство государства в рыночную систему.
Рассмотрим факторы, способствующие появления «провалов» рынка, и пути для их предотвращения.
Развитие монополий, экстерналии и фиаско рынка
В рыночной экономике всегда появляются монополистические структуры, которые ограничивают свободу конкуренции и входа на рынок. При монополии предприятие выбирает для себя более выгодное сочетание цен и объемов выпуска, но, как правило, такой объем продаж не доходит до уровня, которого он мог достичь при совершенной конкуренции. Таким образом, возникает неоптимальное использование различных ресурсов. Все это приводит к искусственному сокращению производства для поддержания высокой цены, и как результат – негативным последствиям для общества в целом.
Еще одна причина провалов рынка связана с возникновением негативных внешних эффектов (экстерналий). В условиях рынка экономическая деятельность всегда касается интересов не только ее участников, но и остальных людей. Негативный внешний эффект возникает, когда из-за производства и потребления одного субъекта сокращается полезность других потребителей или снижается прибыль других предприятий. Самый очевидный пример - загрязнение окружающей среды промышленными выбросами и транспортом наносит существенный ущерб качеству жизни окружающих. Можно говорить о наличии и положительных внешних эффектов, которые подразумевают определенную выгоду таких «третьих» лиц.
Государство должно поощрять те виды деятельности, которые способствуют положительным экстерналиям. Для этого выделяются субсидии на здравоохранение, образование, благотворительные программы, поскольку реализация мероприятий в таких сферах повышает благосостояние общества в целом.
Обычно у рыночного механизма нет возможности самостоятельно устранять внешние побочные эффекты, поэтому при возникновении серьезных проблем требуется государственное вмешательство.
Способы минимизации отрицательных внешних эффектов:
- Введение на уровне государства законов и ограничений по отношению к тем субъектам, чья деятельность стала причиной таких негативных экстерналий.
- Косвенные методы борьбы через налогообложение производителей, деятельность которых стала причиной возникновения негативных внешних эффектов, что в свою очередь принуждает их менять свое поведение.
Отсутствие интереса к производству общественных благ
Общественные блага – это товары и услуги, которые потребляются всеми гражданами коллективно. При этом за них можно не платить и нельзя ограничивать их использование. Рынок не может решать проблемы производства подобных благ, поскольку не может уравновесить издержки с уровнем полезностью. Так, общественные блага либо производятся в минимальном объеме, либо вообще не создаются. Поэтому финансирование производства чистых общественных благ является важнейшей функцией государства.
Одновременно с этим, постепенно предпринимательство осознает то, что его экономическая функция не ограничивается лишь производством конкурентоспособной продукции, а подразумевает и создание внешнего социального эффекта, социальных технологий и общественных благ.
Ассиметричная информация и провалы рынка
Под получением асимметричной информации подразумевается отличие в информации, которая находится в распоряжении экономических агентов при заключении сделки на рынке. Только полностью конкурентная экономика дает каждому участнику рынка достаточно полную информацию относительно цен и перспектив развития производства. Но сама суть конкуренции связана с сокрытием реальной информации о текущем состоянии дел.
Асимметрия информации характерна для сфер образования и здравоохранения. У потребителя нет возможности контролировать производителя, поскольку он выбирает его до начала оказания услуги. Если производитель основывается только на извлечении выгоды и не несет ответственность за свои действия, то распространяются наиболее дорогие и не всегда эффективные услуги. Невозможно абсолютно точно оценить эти услуг, оценка складывается по предположениям, базирующимся на прошлом опыте. Зачастую проблему информационной симметричности можно решить на основе анализа репутации, но это не всегда будет достоверно. Поэтому иногда требуется государственное вмешательство в форме лицензирования, контроля производства и сбыта конкретных продуктов.
Способность государства сглаживать асимметричность информации, распространяя сведения, нужные потребителю, позволяет не допускать появления приводящей к заблуждению информации. Важная роль отведена законодательству в области защиты прав потребителей. Обеспечивая потребителя данными относительно качества товаров, рисках в области инвестирования и страхования, государство формирует общественное благо – ту информацию, которая доступна для каждого экономического субъекта.
Государство не может преодолеть полностью общую нехватку информации, но у него есть возможность распределить риск между населением, что не под силу частным инвесторам. В силу этого государство направляет средства на финансирование крупных долгосрочных проектов, на развитие системы страхования вкладов из принудительно собранных налогов.