Международный бизнес – это предпринимательская деятельность, связанная с использованием разных форм капитала и осуществляемая с целью извлечения прибыли, которая распространяется на международные сферы экономики.
Международный бизнес состоит из различных хозяйственных операций, осуществляемых несколькими государствами. Подобные отношения происходят как между коммерческими предприятиями, так и между различными государственными учреждениями.
Субъектами международного бизнеса являются и самостоятельные лица, и целые социальные структуры, для которых характерны особые внутренние мотивы, интересы, цели и способности к реализации в каких-либо сферах международной деятельности.
Этапы развития международного бизнеса
Первый этап развития международного бизнеса связан с появление коммерции (1500 – 1850 годы). В основном предпосылками появления международного бизнеса стала торговля в Европе колониальными товарами, которая стала мощной и влиятельной силой. Рискованность такого бизнеса обусловлена необходимостью опасных путешествий по морям на далекое расстояние. Межгосударственная торговля требовала страхования торговых путешествий, что стало отсчетом развития инвестирования и страхования. Отличительными особенностями международного бизнеса данного этапа являлись:
- значительное влияние государства на деловые связи между странами;
- существенная государственная поддержка предпринимателей, которые занимались построением бизнеса за границами страны.
На втором этапе – во время экспансии (1850-1914 годы) происходит мощное индустриальное развитие, окончательное оформление и структурирование колониальных империй. Вместе с этим растущие объемы индустриального производства потребовали развития добычи сырья и прочим перспективным направлениям международного бизнеса.
Появляются государства, которые производят промышленную продукцию и государства, которые торгуют этой продукцией. Такое разделение труда между странами обусловлено разными темпами развития европейских стран, наличия природных ресурсов, а также разным образовательным уровнем населения.
На третьем этапе – во времена концессии (1914-1945 годы) изменилась роль крупнейших фирм, функционирующих в сфере колониальной торговли. Среди таких крупнейших фирм-концессионеров формируются независимые экономические микрогосударства, осуществляющие торговые, транспортные, медицинские, производственные, образовательные функции.
Четвертый этап развития международного бизнеса – эра национальных государств (1945-1970 годы), представлен двумя основными направлениями. Во-первых, происходит мощное развитие новых стран с развитой экономической базой, кадровой структурой и технологическим устройством. Во-вторых, идет колониальное развитие хозяйств, подразумевающее использование только одного товара, привело к серьезным финансовым потерям. Растет спрос на финансовые услуги, подтолкнувшие развитие капитала на международном уровне, появляются новаторские финансовые инструменты, растет международная сфера аудита и консалтинга.
На пятом этапе происходит глобализация (начиная с 70-х годов 20 века), мировой прогресс приводит к революционным технологическим, экономическим, политическим и социальным изменениям в сфере международного бизнеса. Глобализация отхватывает почти все страны мира.
Основные черты современного международного бизнеса
- Эффективное ведение деловых операций в международном бизнесе требует возможностей бизнеса за пределы государственных границ.
- Предприниматели должны использовать дополнительные экономические возможности, вытекающие из ресурсного состояния заграничного рынка, специфики правовой системы иностранного государства, экономико-политических отношений, регулируемых определенными взаимодействиями на межгосударственном уровне.
- Вариантность международного бизнеса зависит от уровня интернационализации. Международный бизнес в своем развитии прошел разные степени интернационализации: от однократной поставки на зарубежный до цивилизованной структуры транснациональных корпораций.
- Интернационализацией сделала доступным мировой бизнес-сервис, не зависящий от каких-либо государств, который способствует развитию высоконаучных, финансовых, транспортных, кадровых услуг, что позволяет по максимуму реализовываться в бизнесе.
- Необходимость учета в бизнесе культурного фактора, а именно тех требований и ограничений культуры определенной страны, накладываемые на бизнес-партнера.
- Развитие международного бизнеса приводит к глобальному охвату мировой информационной системы, финансового рынка, объемных конструкций новаторских технологий и т.п.
Проблемы развития международного бизнеса в России
Международный бизнес в России сталкивается с рядом проблем, которые одновременно являются и типовыми, и специфичными:
- Ментальность торговца, а не производителя. Современный предприниматель стремится лишь к финансовому результату, а не к какому-либо новому продукту. Прибыльность – важнейший показатель эффективности, в отличии от численности клиентов. Российский бизнес в силу своей ментальности рассчитывает на краткосрочный план, а не на долгосрочный.
- Сотрудники отечественных компаний зачастую сопротивляются изменениям. Любые новации болезненно воспринимаются персоналом, который не готов к экспериментам и стремится к перфекционизму.
- Замкнутость мировоззрения и отсутствие терпимости к поликультурализму.
- Реклама - основной двигатель бизнеса. Крупные западные компании уже отказались от модели «реклама, а потом маркетинг», в отличии от отечественных предпринимателей.
- Партнерские отношения принято закреплять печатью вместо выстраивания долгосрочного партнерства. Российские бизнесмены зачастую не имеют специальных знаний в части управления карьерой, лидерства, управления контактами, персонального брендирования и др.
- Ироничность по отношению к предпринимателям, тогда как в развитых странах предприниматель становится источником новаторства.