Естественная монополия — это такое состояние рынка, при котором в отсутствие конкуренции удовлетворение спроса эффективнее по технологическим аспектам производства (существенное понижение производственных издержек на единицу продукции при увеличении объема производства), а товар, производимый подобным рыночным субъектом, не могут заменить в потреблении другие товары, что предопределяет низкую зависимость спроса от изменения цен по сравнению с другими видами товаров.
Подвижность естественных монополий выражается в их возможности расширяться, сужаться или ликвидироваться в зависимости от факторов окружающей среды (наличие или отсутствие полезных ископаемых) или от спроса на товар, производимый естественной монополией. Из-за бесконтрольного функционирования и развития естественных монополий могут возникнуть неблагоприятные последствия: завышенные тарифы, нарушение потребительских прав, ухудшение экономики страны. Это связано с тем, что с позиции интересов государства естественная монополия рассматривается в роли важнейшего бюджетообразующего и структурообразующего фактора экономического развития.
Зачастую, естественная монополия представляет собой фирму, управляющую трудоёмкой инфраструктурой, повторное формирование которой другой фирмой неоправданно финансово или технически невозможно.
Инфраструктурная роль естественных монополий
Современные российские естественные монополии определяют векторы экономического развития страны в тех реалиях, которые сложились под давлением западных партнёров. Важнейшее свойство, позволяющие естественной монополии влиять на инфраструктуру, связано с эффектом экономии на масштабе. Сетевая структура отрасли сохраняется даже тогда, когда значительно увеличится число производящих предприятий, благодаря относительно невысоким издержкам, что и позволяет государству косвенно регулировать инфраструктуру.
Однако, в нашей стране подобная роль естественных монополий сталкивается с рядом особенностей. Из-за непрозрачности прав собственности и их недостаточной спецификации (не соответствует определение фактического и юридического закрепления сферы деятельности естественной монополии) отсутствуют подходы к разграничению эффективного влияния государства на эти, что выражается в запутанных схемам распределения права собственности. Те проблемы, которые возникли при переходе страны к рыночной форме экономике, и сопутствовавшая этому приватизация, вызывают до сих пор неудобство регулирования инфраструктуры естественных монополий.
Инновационная деятельность естественных монополий
Государство, регулируя функционирование естественных монополий, активно стимулирует их инвестиционную деятельность. Так, на долю государства в экономике приходится около 50% выручки, тогда как сектор естественных монополий характеризуется более существенной долей государства в объеме получаемой выручки (свыше 70%). Однако, удельный вес российских предприятий, внедряющих инновации достаточно невысок (менее 7%). Естественным монополиям незачем внедрять высокорискованные нововведения, основная коммерческая цель - извлечение прибыли – может быть достигнута повышением тарифа на реализуемый товар или услугу.
Так, российские монополисты, такие как «Росатом», «Ростех» и «Рособорнэкспорт» вынуждены конкурировать на мировых рынках с крупнейшими представителями других стран, в связи с чем данные корпорации не могут не выделять существенный бюджет на повышение инновационного потенциала. Совсем другая ситуация характерна для транснациональной энергетической корпорации «Газпром», которая является монополистом и на внутреннем, и на внешнем рынке. Программы инновационного развития в таких корпорациях практически не развиваются, поскольку считаются менеджментом высокорискованными.
Значимость российских естественных монополий для экономики страны столь высока, что без подобных предприятий России будет отведена лишь пассивная роль в системе общемировых экономических отношений.
Методы регулирования естественных монополий в России
В нашей стране государство применяет ценовые и неценовые методы для регулирования деятельности естественных монополий. Среди методов ценового регулирования естественных монополий:
- Метод установления предельного уровня издержек, предполагающий контроль государства соответствия установленной монополистом цены предельным издержкам.
- Метод установления средних издержек, подразумевающий соответствие цены монополиста средним издержкам.
- Метод определения потолка цены, для которого определяют потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и закрепляется минимальные параметры их обеспечения, если невозможно полностью удовлетворить потребности в производимом естественной монополией товаре.
- Субсидирование деятельности естественной монополии, связанное с ценовой дискриминацией, когда ряд потребителей получает продукт по более низкой цене за счёт других, которые вынуждены платить больше.
Неценовые методы регулирования естественных монополий:
- осуществление предварительного контроля с обязательным предварительным согласованием совершения определенных сделок, а также обязательное представление информации по запросам соответствующих органов;
- проведение последующего контроля, связанного с обязательным оповещением регулирующего органа о тех действиях, которые совершаются над субъектом естественной монополии.
Еще одним методом регулирования естественных монополий является заморозка цен или тарифов на определенный срок. Однако, в силу того, что естественные монополии – это главный генератор инвестиций, намерения государства заморозить тарифы для помощи бизнесу могут снизить деловую активность из-за сокращения объема инвестиций в основные фонды естественных монополий, а затем стать причиной скачкообразного роста цен и тарифов после завершения периода заморозки.