Сущность путевого хозяйства и железнодорожного строительства
Путевое хозяйство является важнейшей и основной отраслью железнодорожного транспорта. На долю данной отрасли приходится около половины основных средств железной дороги и более 1/5 общей численности рабочих железнодорожного транспорта.
Для современного производства необходимы специалисты, которые свободно ориентируются в новой экономической ситуации, тяготеют к постоянному образованию и совершенствованию, ставят целью максимальную реализацию своего профессионального потенциала
Особое стратегическое значение для нашей страны представлено железнодорожными комплексами, являющимися связующим звеном в единой экономической системе и обеспечивающими стабильность в промышленных организациях. С помощью железной дороги осуществляется своевременный ввоз и вывоз грузов жизненно необходимого значения в самые дальние уголки государства и из них.
При этом железнодорожный транспорт представлен самым доступным транспортом для большего количества граждан страны. Железная дорога является многопрофильным хозяйством, основная задача которого заключена в руководстве функционирования регионального отдела дорог, выполнении плана перевозки пассажиров и грузов с меньшими затратами.
Основными техническими экономическими особенностями железнодорожного транспорта является:
- Существование непрерывной рельсовой связи с большинством сельскохозяйственных и промышленных организаций, постройки, то есть подъездные пути, сооружения, дороги любых сухопутных территории государства.
- Большая пропускная и провозная способность железной дороги. Двухпутная железная дорога с автоблокировкой одного направления осуществляют перевозку более 100 миллионов тонн грузов за год, 17 - 18 млн. тонн груза по однопутному участку.
- Относительно невысокая стоимость перевозки.
- Возможность осуществить перевозку равномерно в любое время суток и года, обеспечивая бесперебойную доставку топлива и сырья предприятиям и вывоз готовых изделий.
- Высокие скорости, сроки доставки грузов, маневренность, если сравнивать железнодорожный транспорт с морским и речным транспортом.
- Более короткие пути следования грузов, если сравнивать с водным транспортом.
РЖД в экономике
Началом деятельности ОАО «Российские железные дороги» является 2003 год, при этом учредитель и единственный акционер компании представлен Российской Федерацией, от имени которой она осуществляет полномочия Правительством РФ.
Формирование имущества компании было произведено через внесение в уставной капитал в соответствии с балансовой стоимостью активов 987 организаций Федерального железнодорожного транспорта.
В собственности находится большое количество объектов недвижимости и земельных участков. Миссия компании РЖД представлена удовлетворением рыночного спроса по перевозкам, увеличением эффективности качества услуг и деятельности, а также глубокой интеграцией в европейскую и азиатскую систему транспорта.
Основные цели деятельности ООО РЖД представлены обеспечением государственных потребностей, а также потребностей физических и юридических лиц в перевозках, услугах и работах, которые оказывает железнодорожный транспорт, а также процессом извлечения прибыли.
Компания Российские железные дороги включена в мировую тройку лидеров железнодорожных предприятий, что определено несколькими факторами:
- огромными объемами пассажирских и грузовых перевозок,
- высокими финансовыми потоками,
- наличием квалифицированных работников во всех сферах железнодорожного транспорта,
- научно-технической базой,
- проектными и строительными мощностями,
- существенным опытом мирового сотрудничества.
Среди основных стратегических целей предприятия можно выделить рост масштаба транспортного бизнеса, его производственной и экономической эффективности, качества и безопасности перевозок и работы компании, генерации с европейской и азиатской системой, рост финансовой устойчивости и эффективности.
Основные виды деятельности компании представлены грузовыми и пассажирскими перевозками дальнего сообщения, пригородного сообщения, предоставлением услуг инфраструктуры, локомотивной тяги, ремонта подвижного состава.
Компания осуществляет постройку объектов инфраструктуры, опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы. ООО РЖД предоставляет услуги социальной сферы и осуществляет прочие виды деятельности.
Управление путевым хозяйством
Управление путевым хозяйством представляет собой производственную функцию целенаправленного воздействия на коллектив, производство и рабочие процессы производства.
Управление путевым хозяйством представлено особенностями, которые концентрируют характер транспортного производства. При управлении железнодорожным транспортом, включая путевое хозяйство, осуществляется больше оперативного управления и последовательного принципа централизации.
Данная особенность характеризуется быстро меняющейся поездной обстановкой. Если рассматривать особенности управления дорожно-транспортного и путевого хозяйства, то можно рассмотреть большой удельный вес административных и организационных методов прямого экономического расчета.
Компании путевого хозяйства не способны создавать транспортную продукцию, осуществляя соответствующие части процесса перевозок. По этой причине хозяйственные расчетные взаимоотношения предприятий путевого хозяйства и отделений дорог характеризуются ограниченным характером.
В современном мире растет роль экономических методов управления по причине ускорения в пути интенсификации научно-технического прогресса. Данные особенности управления учтены при разработке и улучшении органа управления путевым хозяйством и железнодорожным строительством.
Организационная структура производственного управления представляет собой систему различных, связанных между собой, управленческих звеньев и органов, которые обеспечивают осуществление производственных целей. В основу любой структуры организации управления принимается структура самого производства.