Потребительская кооперация – это система потребительских обществ и союзов, которые образованы для удовлетворения материальных и других потребностей их участников.
Понятие потребительской кооперации
Потребительское общество представляет собой добровольное объединение граждан и юридических лиц, созданное на основе членства посредством объединения членских взносов для торговой, производственной, заготовительной и другой деятельности с цель удовлетворения материальных потребностей.
Пайщик – это гражданин, который внес вступительный и паевой взнос, предусмотренный в потребительском обществе.
Кооперативный участок – это участок, созданный по территориальному признаку, на котором объединены пайщики.
Высшим органом потребительского общества является собрание потребительского общества, проводимое в форме собрания пайщиков.
Основными ценностями кооперации являются: единство, солидарность, взаимопомощь, демократия, добровольность, справедливость, сотрудничество и рациональное ведение хозяйственной деятельности.
Кооперативное сообщество представляет собой объединение граждан, цель которого состоит в улучшении экономического и социального положения всех членов.
Основными принципами кооператива являются:
- Добровольное и доступное членство;
- Руководство кооперативной организацией осуществляют лица, избранные назначенные собранием членов;
- Все результаты кооперативной деятельности распределяются пропорционально между членами;
- Обязательное выделение средств на обучение членов кооператива;
- Активное сотрудничество с другими кооперативными организациями и т.д.
Экономика потребительской кооперации
Потребительская кооперация – это система потребительских обществ и союзов, которые созданы с целью удовлетворения материальных и других потребностей их членов. К задачам потребительской кооперации относятся:
- Создание условий и развитие торговли для обеспечения товарами членов обществ потребителей;
- Приобретение у физических и юридических лиц сельскохозяйственной продукции, изделий народных промыслов и т.д.;
- Производство пищевой продукции и непродовольственных товаров с их последующей реализацией в розничных сетях;
- Оказание членам потребительских обществ услуг различного характера.
Основа потребительской кооперации – это потребительские общества. Многие кооперативные организации имеют многоотраслевое хозяйство, наполняющее экономики регионов и экономику страны в целом.
К основным видам деятельности обществ потребительской кооперации относятся:
- Розничная торговля;
- Оптовая торговля;
- Общественное питание;
- Закупка и реализация сельскохозяйственных товаров;
- Производство продовольственной и непродовольственной продукции;
- Строительство;
- Бытовые услуги и др.
В современных условиях общества потребительской кооперации функционируют в основном в сельской местности, в поселках и небольших городах.
Потребительская кооперация представляет собой социально-ориентированную систему, а хозяйственная деятельность в потребительской кооперации связана с осуществлением социальной миссии борьбы с бедностью. Новые виды деятельности в потребительской кооперации развиваются, ориентируясь на нужды пайщиков и обслуживаемого населения, что способствует занятости населения, формирует социальную инфраструктуру в сельской местности, повышает денежные доходы населения и улучшает условия жизни.
Деятельность потребительской кооперации поддерживается государством, т. к. несет в себе социальные функции.
Поскольку общества потребительской кооперации осуществляют свою деятельность в основном в селе, то тесно связаны производителями сельскохозяйственной продукции. Потребительские общества на постоянной основе закупают у фермеров продукты животноводства, растениеводства. Помимо этого, организуется прием от населения дикорастущих ягод, плодов и т.п.
Сельскохозяйственная продукция закупается потребительскими обществами в основном для собственных нужд: для снабжения магазинов, предприятий общественного питания. Кооперативные организации также выполняют посреднические функции, что проявляется в продаже закупленной продукции оптом заинтересованным потребителям.
Производственная область потребительской кооперации представлена пищевой промышленностью: выпечка хлеба, производство консервов, кондитерских изделий и т.д.
В экономике потребительской кооперации в последние годы развивается сфера услуг. Наибольшее развитие получили бытовые услуги, ремонт оборудования, прокат, образовательные услуги и т.д.
Таким образом, экономика потребительской кооперации является сложным комплексом различных видов деятельности с социальной направленностью.
Тенденции развития потребительской кооперации в России
Развитие потребительской кооперации в России подразумевает увеличение количества пайщиков, числа обслуживаемого населения, приобретающих товары в сельской местности.
Приоритетными направлениями такой политики развития потребительской кооперации являются:
- Сохранение существующих, а также развитие новых видов деятельности и отраслей;
- Создание условий в каждом районе для экономической целесообразности открытия маломасштабных производств;
- Совершенствование процесса планирования и использования имеющихся ресурсов, внедрение новейших технологий управления.
Приоритетным направлением развития рассматриваемой сферы в России является изменение ассортиментной политики, что позволит сделать ассортимент товаров в сельской кооперации более разнообразным.
Намечены следующие тенденции в развитии потребительской кооперации:
- Совершенствование ассортимента;
- Рациональное размещение розничных торговых сетей;
- Повышение уровня обслуживания;
- Совершенствование процесса взаимодействия предприятий розничной и оптовой торговли и др.