Экономика охотничьего хозяйства – это система экономических отношений, которые возникают и развиваются по поводу удовлетворения потребностей населения в продукции путем охоты.
Основные сведения об охотничьем хозяйстве
Охота является одним из исторически первых видов хозяйственной деятельности человека. Охота заключается в добыче человеком свободноживущих диких животных. В древние времена люди занимались охотой, чтобы обеспечить себе пропитание мясом (т.е. удовлетворяли потребности в еде) и одежду из шерсти (т.е. удовлетворяли потребности в комфортной и безопасной жизни).
Охота до сих пор имеет место в жизни людей, в том числе, в экономической жизни. Так, охота способствует образованию отдельной отрасли экономики – охотничьего хозяйства.
Охотничье хозяйство ведется на обширных территориях. Кроме того, в процессах воспроизводства и сохранения охотничьих ресурсов преобладают естественные факторы. Охотничьими ресурсами называют объекты животного мира, которые на законодательном уровне разрешены для использования в целях охоты.
Перечисленные признаки охотничьего хозяйства обуславливают экстенсивный характер ведения данного вида хозяйственной деятельности.
В рамках охотничьего хозяйства охотничьи ресурсы исторически используются устойчиво и рационально. Это обеспечивает не только биологическое разнообразие, но и сохранение у охотничьих ресурсов способности к дальнейшему существованию и воспроизводству в течение неопределенно длительного периода времени.
Охотничье хозяйство имеет социально-экономическое и природоохранное значение. В частности, прямой и косвенный вклад данной отрасли в общий эффект российской экономики превышает 15 млрд. рублей.
Научные основы ведения охотничьего хозяйства сформулированы и постоянно дополняются такой наукой, как охотоведение. Стоит отметить, что охотничье хозяйство имеет тесную связь с промышленной переработкой его продукции, с охотничьим собаковедением, с дичеразведением и с таксидермией.
Формы эксплуатации охотничьего хозяйства
Воспроизводство охотничьих ресурсов, т.е. их производство, распределение, обмен и потребление, может осуществляться в различных формах. В настоящее время основными формами эксплуатации охотничьего хозяйства являются:
- промысловая охота;
- спортивно-любительская охота;
- охотничий туризм.
Промысловая охота представляет собой разновидность охоты, которая осуществляется индивидуальными предпринимателями и организациями в целях заготовки, производства и продажи продукции охоты. Чаще всего промысловой охотой занимаются специализированные организации, в штате которой числятся профессиональные охотники-промысловики. Именно они добывают охотничью и дикорастущую продукцию (в частности, пушно-меховое сырье, мясо и другое) и сдают ее в заготовительные организации. Затем эта продукция реализуется оптовым и розничным представителям, за счет чего зарабатывается коммерческая выгода.
Промысловой охоте свойственно подписание долгосрочных контрактов о сотрудничестве на поставки продукции охоты и большие объёмы поставок, которые обеспечить могут только организации с большой площадью охотничьих угодий (от 500 тысяч гектаров). Отсюда следует, что в данной сфере бизнеса не наблюдается высокого уровня конкуренции, поскольку большая часть действующих охотничьих хозяйств располагает сравнительно небольшой площадью охотничьих территорий. В большинстве случаев подобный рынок делится между несколькими крупными предприятиями.
Спортивно-любительская охота представляет собой разновидность охоты, которая направлена, прежде всего, на удовлетворение охотничьей страсти любителей в самой охоте. Для этого специализированные хозяйствующие субъекты занимаются обслуживанием членов добровольного общества охотников и рыболовов. Речь идет про предоставление для проведения охоты лесного массива и про продажу необходимых разрешительных документов для отстрела зверя (лицензий).
Именно цена единицы проданной лицензии составляет основу экономической выгоды, извлекаемой за счет организации спортивно-любительской охоты. Минимальный уровень стоимости разрешения определяется компетентными органами государственной власти, однако за самим охотничьим хозяйством остается последнее слово об определении конечной цены лицензии. Цена обычно находится в зависимости от видовой принадлежности животного, на которого планируется охота, и ряда предоставляемых дополнительных услуг.
Таким образом, увеличение и поддержание уровня спроса на отпускаемые лицензии является коммерческой целью охотничьего хозяйства, которое ориентируется на данную сферу хозяйственной деятельности. Кроме того, на рассматриваемом сегменте рынка уровень конкуренции находится на высоком уровне, поскольку многие закрепленные охотничьи территории находятся в непосредственной близости друг от друга. В частности, конкуренция может проявляться в ведении ценовых войн и в переманивании профессиональных охотников.
Охотничий туризм представляет собой особый вид путешествия, которое совершается с целью охоты на диких животных и птиц. Характерной чертой охотничьего туризма является то, что заказчика полностью сопровождают до места проведения охоты с полным предоставлением дополнительных услуг (т.е. с проживанием, питанием, экскурсиями и т.д.).
Рынок услуг в данном сегменте ориентируется на две группы клиентов: на иностранцев и на соотечественников. Россия обладает большим потенциалом для развития охотничьего туризма. В настоящее время в большей степени он распространен на территории центральной части нашей страны (где покупательская способность населения выше), в то время как на региональном уровне охотничий туризм отличается неразвитостью.