Сущность
Под планированием на уровне государства понимается такой процесс, который предполагает принимать управленческие решения, которые направлены на согласованность и регулирование социально-экономических процессов, создание пропорций в экономике, которые должны соответствовать целям развития национальной экономики.
Обычно структура плана включает следующие позиции:
- постановка цели и задач;
- постановка механизма, с помощью которого будут достигаться цели;
- сравнительная оценка путей развития;
- составление системы индикаторов, характеризующих национальную экономику в базовом и предыдущих периодах;
- составление плановых или прогнозных ключевых индикаторов, по которым будет развиваться экономика государства.
Основные этапы и виды
На протяжении истории развития экономического государственного планирования система проходила изменения, где государству и планам отводилась различная роль.
Выделяются следующие системы планирования:
- директивное;
- индикативное;
- планирование развития;
- стратегическое планирование.
Планы могут быть следующие по периоду планирования:
- краткосрочные (от 1 года);
- среднесрочные (от 2-3 лет);
- долгосрочные.
Таким образом, планирование в государстве строится в соответствии с следующими этапами:
- составление прогноза развития;
- составления различных вариантов развития;
- стратегический этап (постановка целей, разработка системы использования ресурсов для достижения целей);
- этап планирования;
- создание перечня программ и целевых индикаторов развития.
Также выделяют следующие методики составления планов:
- математическое моделирование;
- нормативный;
- балансовый;
- программно-целевой.
Планирование на примере СССР
Планирование в СССР было директивным, обязательным и подкреплялось коммунистическим строем общества и государственным социализмом. Особенно стоит обратить внимание, что в СССР было именно планирование, то есть «обязательные установленные директивы развития народного хозяйства в масштабах страны», а не прогнозирование (прогнозы).
Основные недостатки состояли в ограничении инициатив, низком учете потребностей жителей, а также в стремлении перевыполнения плана, которое может отразиться на качестве продукции.
Основные преимущества – это учет общегосударственных интересов в создаваемых планах, возможность сосредоточения на преимущественных направлениях развития и эффективном достижении поставленных показателей, меньшее социальное расслоение.
Планирование на примере Российской Федерации
В Российской Федерации в настоящий период ключевым документом, отражающим планирование экономики на уровне государства, является следующий документ: «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Ключевыми индикаторами являются:
- экспорт и импорт;
- промышленное производство;
- розничный товарооборот;
- уровень роста валового внутреннего продукта;
- инвестиции;
- расходы государства;
- расходы государства на социальные сферы: образование, здравоохранение;
- реальный уровень доходов населения страны;
- расходы на научные разработки, НТП.
Главные целевые положения:
- социальные индикаторы, отражающие уровень благополучия населения;
- конкурентоспособность страны в мире;
- сбалансированность экономики страны;
- промышленный прогресс;
- инновационный прогресс;
- безопасность.
Период такого планирования – 12 лет.
Метод планирования – программно-целевой.
Недостатки такой системы состоят в рекомендательном характере индикаторов, а также нет единой оценки эффективности такой программы.