Сущность
Сущность проявляется в формировании стратегии государства.
Под стратегическим планированием понимается составление программ, планов, цели которых основаны на стратегическом мышлении. Такое планирование обычно обладает долгосрочным характером. Срок исполнения таких планов составляет от 7 лет и более.
В настоящее время, как в частном секторе, так и в государственном секторе, используется определение именно «стратегическое планирование». Понимается такое состояние экономики, которое может наступить в долгосрочном периоде в будущем. Это стратегическое видение ситуации в будущем. Возможен период предвидения на 25 лет и даже 50 лет.
Такое планирование – это всегда расчет такого плана, который наилучшим образом позволит использовать имеющиеся ресурсы. При составлении плана часто выбирается несколько вариантов развития (сценариев):
- положительный,
- негативный,
- устойчивый (нейтральный).
Стратегическое составление планов в Российской Федерации
Такой тип планирования и его методика утверждены на законодательном уровне. Ключевым документом является ФЗ №172 О стратегическом планировании. Закон был принят в 2014 году.
Под рассматриваемым видом планирования (стратегическим) в нормативном акте понимается работа всех субъектов по следующим категориям:
- целеполагание;
- планирование;
- программирование в области развития всех субъектов РФ, всех отраслей экономики, управления государством, безопасности;
- прогнозирование.
Две главные долгосрочные цели – это стабильное развитие и безопасность страны.
Главный метод, с помощью должны достигаться цели – осуществление государственных программ, национальных приоритетов.
Осуществление происходит с помощью разработки различных концепций, проектов, программ, планов, доктрин.
Предпосылки формирования
Компетенции по разработке стратегий появились в СССР. Впервые уникальные разработки стратегического характера были внедрены с помощью формирования плана ГОЭРЛО. Это был первый долгосрочный план прогресса и электрификации страны. Далее разработкой планов управлял Госплан СССР.
Что касается других стран, то компетенции стратегического планирования впервые внедрялись в послевоенное время в таких странах как Франция и Япония.
Во Франции были заложены основы индикативного планирования. Индикативные планы помогли Французской экономике преодолеть последствия второй мировой войны и восстановить экономику. Государственный сектор в качестве инструментария региональной политики во Франции традиционно занимает сильные позиции в сравнении с другими странами Европы.
До сих пор доля государства в стратегически важных отраслях экономики очень высока. С 50-х годов во Франции проводится активная политика в области территориального развития, было разработано и осуществлено 11 планов развития территорий, система индикативного планирования совершенствовалась в стратегическое планирование регионов. Результатами такой политики являются усиление роли регионов, расширение их свобод и возможностей.
В Японии создаются планы, на которые ориентируется и частный бизнес.
Преимущества
Рассмотрим преимущества, которые появляются при разработке долгосрочных планов. К ним относятся:
- эффективное использование сложившихся благоприятных тенденций и условий;
- появляется возможность комплексного анализа проблем, угроз, перспектив и возможностей;
- повышается эффективность координации деятельности всех субъектов экономики;
- создается база для стратегического предвидения и мышления;
- формируется единая база информация, которая необходима для принятия управленческих решений;
- расход ресурсов и финансирование становится более обоснованным, а также концентрируется на ключевых направлениях.