Торговля – это специфическая форма экономической деятельности, возникающая при целенаправленном обмене продуктов труда на деньги, которая выступает в роли связующего звена производства, распределения и потребления.
Особенности торговли как отдельного вида экономической деятельности
Торговля – это глобальный социально-экономический параметр, характеризующий степень развития национальной экономики. Как форма проявления рынка торговля выражает взаимодействие производителей и покупателей друг с другом через сделки купли-продажи. Торговая отрасль сама по себе не создает новых материальных ценностей, она входит не в сферу материального производства, а в сферу услуг, завершая процесс производства и доводя товары до конечных потребителей.
В процессе реализации товаров происходит движение финансовых и материальных ресурсов. Товары и денежные средства организаций торговли находятся в непрерывном кругообороте «деньги – товар – деньги». У данного кругооборота есть две разорванные во времени фазы: «деньги – товар», «товар – деньги». Чем разрыв этих фаз короче, тем быстрее протекают процессы обращения товаров и эффективнее использование финансовых ресурсов. На первой фазе розничные торговые организации и индивидуальные предприниматели закупают товар у оптовых торговых организаций или непосредственно у производителя. Тем самым товары переходят из производства в сферу обращения или перемещаются в сфере обращения (в случае поступления со склада оптовой организации торговли). В результате этой фазы кругооборота денежных средств создаются товарные запасы, тара, материалы и др. На второй фазе происходит реализация товара покупателю, что завершает процесс торговли и общественное воспроизводство в целом. Получив денежную выручку, организация вновь расходует денежные ресурсы на закупку у поставщиков новой партии товара.
Торговля как самостоятельная отрасль имеет ряд особенностей:
- короткая продолжительность оборота капитала (отсутствие фазы производства);
- финансирование деятельности по большей части осуществляется за счет краткосрочного финансирования (краткосрочное банковское кредитование).
Экономические связи торговли с другими отраслями экономики
Как самостоятельная отрасль национальной экономики, торговля взаимодействует с остальными отраслями народного хозяйства. Товарное производств подразумевает осуществление связи производства и личного потребления через торговлю, которая выступает в роли опоры экономических отношений и способствует во многом достижению ключевой цели общественного производства – удовлетворение разносторонних растущих потребностей людей. При реализации произведенной потребительной стоимости, исходя из требований закона спроса и предложения, торговля поддерживает связь производства и согласно действующим экономическим законам.
Закон стоимости подразумевает эквивалентный обмен с учетом роли трудозатрат в производстве продукции и влияния научно-технического прогресса. Через законы спроса и предложения непосредственное отражение конкуренции проявляется в ценах, соотношении денежного и товарного потока, балансе спроса и предложения по ассортименту, объему и качеству.
Формы взаимодействия между торговлей и производством:
- предоставление товаропроизводителю долгосрочного заказа на производство и поставку определенного вида товаров;
- составление оперативной заявки на поставку тех или иных товаров;
- участие в оптовой ярмарке, выставке-продаже;
- осуществление контроля качества продвижения товаров;
- наложение штрафных санкций в случае нарушения договора поставки товара.
Вместе с тем торговля выступает участником процесса формирования доходов бюджета страны, так как запланированный в бюджете объем поступлений налогов и сборов осуществляются на практике только после реализации товара конечному потребителю.
Экономические взаимоотношения между различными регионами развиваются посредством механизмов торговли. Процесс товарно-регионального обмена предопределяет общественное разделение труда, неравномерное размещение производства и его специализация, различия сырьевых и климатических условий. Благодаря обмену товарами регионы расширяют и развивают производство без ограничений по местным рынкам сбыта. Форма осуществления товарного обмена на уровне регионов – это оптовая торговля, которая обеспечивает поступление продукции одних отраслей экономики в другие. Выступая важным фактором общественного развития, торговля удовлетворяет потребности населения в товарах народного потребления.
Социально-психологическая значимость торговли обусловлена следующим: приобретая товары в торговых организациях, покупатели выступают в роли конечного потребителя, который удовлетворяет собственные потребности.
Экономический механизм функционирования торговли
Через экономический механизм проявляется экономический интерес любой современной коммерческой организации. Во многом эффективность функционирования торговли зависит от механизма хозяйствования, который должен обеспечивать сочетание интересов собственника, персонала организации и интересов общества. Механизм хозяйствования торговой организаций – это совокупность связанных между собой методов и форм управления, которые используются при целенаправленном воздействии на торговую деятельность для повышения ее эффективности. Отметим, сознательное создание и планомерное использование людьми любого механизма хозяйствования.
Таким образом, экономический механизм торговли представляет собой определенную совокупность методов по планированию, стимулированию и правовому обеспечению торговой деятельности. На эффективность экономического механизма торговли влияют не только внешние, но и внутренние факторы.
Составные элементы экономического механизма организации торговли:
- методы и формы стимулирования торговой деятельности;
- осуществление коммерческого расчета;
- методы планирования, прогнозирования и стратегического управления деятельностью;
- организационная структура управления торговой организацией.