Сущность и виды экономических эффектов
Любая целенаправленная деятельность влечет за собой формирование определённого результата. Иначе говоря, за каждым действием следуют определённые последствия, которые находят свое отражение в виде конечного результата деятельности.
В то же время, практическая реализация всяких действий требует определенных ресурсных затрат. В качестве подобных ресурсов могут выступать денежные средства, материальные запасы, трудо-временные издержки и пр. Так или иначе, для реализации определенных мероприятий требуется конкретная величина ресурсов, а следовательно, и затрат.
Для того, чтобы понять, насколько целесообразна была реализация тех или иных управленческих решений, необходимо определить эффект от реализации мероприятий.
Экономический эффект представляет собой абсолютную величину конечного результата деятельности. На практике существует множество различных видов экономических эффектов, а их формирование подвержено влиянию множества факторов внешней и внутренней среды.
Так или иначе, именно оценка экономического эффекта позволяет определить, получает ли предприятие положительную отдачу от реализации тех или иных мероприятий, или же наоборот, терпит убытки. Особое значение оценка экономического эффекта приобретает при принятии инвестиционных решений.
Основополагающие элементы экономического эффекта
В основе экономического эффекта лежит сопоставление двух основных показателей (рисунок 1).
Рисунок 1. Составляющие экономического эффекта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Методика определения экономического эффекта плавно вытекает из его определения. В частности, он рассчитывается как разность между полученным результатом и затратами, понесенными на его достижение.
Приведем некоторые примеры.
Предположим, что инвестор решил вложить денежные средства в крипто валюту и купить 1 биткоин. 1 августа 2017 года им был приобретен 1 биткоин, его стоимость на тот момент составляла 170648 руб. Спустя три месяца было принято решение о его продаже. Стоимость продажи составила 372214 руб. Таким образом, экономический эффект составил: 372214 – 170648 = 201566 руб. Очевидно, что инвестор остался в выигрыше, поскольку его прибыль вдвое превысила понесенные им затраты.
Однако, следует понимать, что экономический эффект не всегда может быть положительным. Так, например, в преддверии весенних праздников цветочная фирма «Х» дополнительно закупила партию роз в размере 1000 ед., потратив на это 50 тыс. руб. Однако продать из за праздники не удалось, реализована была лишь половина партии. Стоимость продажи одного цветка составляла 80 руб. Таким образом, прибыль фирмы составила: 80 · 1000 · 0,5 – 50000 = - 10000 руб. Фактически фирма осталась в убытке.
В конечном счете, для формирования экономического элемента важны лишь два фактора:
- объём понесенных затрат;
- величина полученного результата.
Именно они и их составляющие образуют конечную величину экономического эффекта.
Источники формирования экономических эффектов
Источники экономических эффектов обширны и многообразны. Фундаментом формирования экономического эффекта выступают его составные элементы, а источниками являются способы максимизации экономического эффекта. Любое предприятие должно стремиться к повышению экономического эффекта своей финансово-хозяйственной деятельности. Для этого необходимо соблюдение двух основных условий:
- затраты на реализацию улучшающих мероприятий должны стремиться к минимуму (в пределах разумного), при условии сохранения полезного эффекта;
- результаты улучшающих мероприятий должны быть максимизированы.
Основные источники экономических эффектов в общем виде представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Источники экономических эффектов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В соответствии с факторами экономического эффекта, все источники его формирования могут быть подразделены на внешние и внутренние. Рассмотрим их более подробно.
Внешние источники формирования экономических эффектов существую за пределами организации, и не поддаются контролю с ее стороны. Как известно, любая организация функционирует в условиях внешней среды, которая делится на макро и мезо окружение.
В первом случае речь идет о государственной политике, экономического обстановке в стране и мире, состояния социальной сферы и сфера развития технологий.
Во втором случае, внешним источником формирования экономического эффекта выступает хозяйственная деятельность экономических агентов (конкурентов, поставщиков, потребителей и пр.).
Однако основным источником формирования экономического эффекта выступает именно внутренняя среда организация, в которой формируются основные бизнес-процессы, происходит управление производственной деятельностью, создаются определенные условия труда и т.п.
К основным внутренним источникам формирования экономического эффекта следует относить:
- производственную мощность предприятия;
- ресурсный потенциал;
- авансированный капитал;
- производительность труда;
- качество продукции, ее энерго- и материалоемкость и пр.
Грамотное управление источниками формирования экономического эффекта позволяет максимизировать его величину. Так, например, максимизации экономического эффекта можно добиться благодаря повышению производительности труда.В том же случае, если при прочих равных условиях будет снижена энергоёмкость изделия, то есть для производства единицы изделия будет требоваться меньшее количество энергии, себестоимость выпуска продукции сократится, что позволит снизить цену реализации и нарастить объемы сбыта.
Рост качества продукции может не только положительно сказаться на удовлетворенности потребителей, но и найти свое отражение в росте отпускных цен. В то же время, повышение качества продукции способно привести к расширению потребительской аудитории.
Управление источниками формирования экономического эффекта, так или иначе, направлена на увеличение объемов конечного результата и минимизацию затрат, требуемых для его достижения.