Понятие и сущность инноваций
Слово «инновация» имеет латинские корни и в дословном переводе означает «обновление» или «изменение». Сам термин «инновация» был введен в научный оборот известным австрийским и американским ученым Й. Шумпетером в 30-х годах прошлого столетия. Данное понятие получило широкое распространение в современном мире.
Сегодня под инновациями принято понимать продукт научной деятельности, который уже доведен до стадии коммерческого использования и распространяется на рынке в качестве новых товаров или технологий.
Согласно международным стандартам инновацию определяют в качестве конечного результата творческой деятельности, который получил свое воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта и внедрен на рынок, либо усовершенствованного технологического процесса, который используется в практической деятельности, либо же в качестве нового подхода к социальным услугам.
В основе разработки инноваций лежат множественные внешние и внутренние предпосылки, более детально представленные на рисунке 1.
Рисунок 1. Предпосылки разработки инноваций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К числу основных сущностных свойств инноваций относятся:
- научно-техническая новизна;
- коммерческая реализуемость;
- практическая воплощенность.
Это означает, что инновации должны нести в себе новшества, аналогов которым ранее не было. В то же время эти нововведения должны найти себе место им практически реализоваться в какой-либо сфере деятельности. И, наконец, инновации должны быть способны к удовлетворению определенных запросов потребителей, также они должны быть восприняты рынком и реализоваться на нем.
Процесс создания инноваций играет огромную роль в современном мире и служит основой социально-экономического развития общества.
Значение экономического эффекта в инновационной деятельности
Создание инноваций неизменно сопряжено с высокими рисками. Инновация – это всегда новшество, которого ранее не выпускалось. Однозначно сказать, как его воспримет рынок, какой успех он будет иметь на нем и какое влияние окажет довольно затруднительно. Кроме того, разработка инновационных продуктов, как правило, сопряжена с необходимостью серьезных инвестиций. Все это приводит к необходимости оценки эффекта, ожидаемого от выпуска и реализации инноваций.
Сам по себе экономический эффект представляет ни что иное, как разницу между полученным результатом и затратами, необходимыми для его достижения.
Применительно к инновационной деятельности экономический эффект – понятие многоаспектное. Его величина определяется на основе сопоставления полученных выгод (результатов) и понесенных затрат.
Экономический эффект инноваций – это конечный результат применения инноваций, измеряемый в абсолютных величинах.
Эффект инноваций определяется их эффективностью, сущность которой находит свое отражение в следующих смыслах:
- в технологическом смысле эффективность инноваций сопряжена с ростом производительности труда;
- в продуктовом смысле эффективность инноваций определяется ростом товарного ассортимента и улучшением его качества;
- в функциональном смысле эффект инновация находит свое отражение в повышении эффективности управления организацией и ее звеньями;
- в социальном плане эффективность инноваций определяется повышением качества жизни людей.
Сущность оценки экономического эффекта инноваций, как правило, заключается в сопоставлении объемов потраченных ресурсов и величины полученных результатов. Однако в сфере инновационной деятельностиосновной задачей разработки инноваций может выступать не толькоизвлечение прибыли, но и повышение безопасности и облегчение условий труда, улучшение экологии и иные аналогичные результаты.
Виды экономических эффектов инноваций
Поскольку сущность инноваций сводится к разработке и распространению какого-либо полезного эффекта, а их цель в качестве основополагающей не всегда преследует извлечение прибыли, экономические эффекты инновационной деятельности подлежат особой классификации. Основные виды экономических эффектов инновационных проектов представлены на рисунке 2. В основе их классификации лежат такие факторы, как:
- поставленные задачи;
- получаемые результаты;
- учитываемые затраты.
Рисунок 2. Виды экономических эффектов инноваций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рассмотрим основные виды экономических эффектов инноваций более подробно. Наиболее часто оценке подлежит именно экономический эффект. Экономический эффект инноваций представляет собой некий результат, получаемый в результате разработки и реализации инновационного продукта или технологии, который способствует сбережению природных, материальных или трудовых ресурсов либо позволяет увеличивать выпуск средств производства, услуг и предметов потребления, имеющих стоимостную оценку.
В основе определения экономических эффектов инновационной деятельности лежат показатели, которые позволяют в денежном выражении измерить все виды затрат и результатов, обусловленных реализацией инноваций. Примером экономического эффекта инноваций могут выступать снижение затрат, увеличение объемов производства либо повышение качества продукции, находящие отражение в росте отпускных цен и пр. Научно-технический эффект инновационной деятельности определяется простотой, новизной, полезностью и эстетичностью инноваций.
Определение величины финансового эффекта инноваций опирается на расчет финансовых показателей, отражающих коммерческую эффективность реализации инновационных продуктов.
Ресурсный эффект инноваций отражает их влияние на величину производства и потребления тех или иных видов ресурсов.
Социальный эффект инноваций определяется показателями, учитывающими социальные результаты инновационной деятельности. Он представляет собой результат, оказывающий влияние на удовлетворение человеческих и общественных потребностей. Как правило, он не получает стоимостной оценки, а подлежит качественному измерению. Примером социального эффекта может выступать удовлетворение эстетических запросов потребителей или улучшение здоровья работников.
Экологический эффект инноваций связан с внешней природной средой. В основе его определения лежат такие факторы, как величина электромагнитного поля, уровень шума и т.п.