Спрос в экономике
Спрос – это соотношение объема выпуска и цены продукции с готовностью покупателей приобрести ее в определенный момент времени.
Рыночная экономика характеризуется свободным поведением субъектов, каждый из которых преследует собственные интересы, стремится к получению выгоды. Считается, что экономическая система, работающая в рамках рыночных отношений, способна к саморегулированию. То есть баланс системы достигается через уравновешивание спроса и предложения. Под предложением понимается весь объем выпущенного блага по определенной цене, который может быть выкуплен потребителями. Совокупность потребительских требований к производителю называется спросом. Спрос показывает, по какой цене и какое количество товара или услуг готовы выкупить домашние хозяйства в текущий момент времени.
Спрос обратно зависит от цены и прямо от величины потребности общества. То есть при росте цен спрос уменьшается, а если цена уменьшается, то спрос растет. Функция спроса демонстрирует эту зависимость.
Существует различие между величиной спроса и спросом. Под объемом спроса понимается готовность покупателей выкупить определенное количество товара по текущей цене. Спрос же показывает готовность потребителя купить товар или услугу вне зависимости от их стоимости. При исследовании спроса считается, что прочие величины остаются неизменными. Основной закон спроса гласит, что цена продукта и объем спроса на него находятся в обратной зависимости друг от друга. Но существуют парадоксальные случаи, когда цена растет и растет объем спроса. Причинами могут быть:
- Расточительное поведение покупателей.
- Снижение спроса на товары первой необходимости в пользу других товаров.
Спрос может быть эластичным и неэластичным. Эластичность подразумевает, что объем спроса изменяется в зависимости от цены. Неэластичность проявляется тогда, когда при изменении цены объем спроса остается прежним.
Виды спроса
Рыночная экономика динамична. Цены и объемы выпуска постоянно изменяются, подстраиваясь под конъюнктуру рынка. Поэтому в теоретической экономике выделяют следующие виды спроса:
- Индивидуальный. Он демонстрирует платежеспособность отдельного покупателя.
- Совокупный. Он состоит из индивидуальных спросов покупателей, которые рассматриваются в совокупности.
- Микроспрос представляет потребность в отдельных видах благ.
- Макроспрос демонстрирует потребность в больших группах благ.
Спрос классифицируют по степени удовлетворения потребностей. Он может быть реализованным, неудовлетворенным и скрытым неудовлетворенным. Неудовлетворенный спрос характеризуется количеством денег, которые не обмениваются на готовую продукцию. Скрытый неудовлетворенный возникает тогда, когда покупатель вынужден заменить желаемое благо аналогом.
Характер спроса делит его на падающий, полноценный, растущий, чрезмерный, нерегулярный, нерациональный.
Структура спроса и его размер определяются действующими на них факторами, среди которых отмечают цену на благо, уровень доходов населения, наличие благ, текущие вкусы, предпочтения, моду, особенности маркетингового и рекламного продвижения. Так же на спрос влияют цены на товары-заменители, действующая система налогообложения, доступность и качество сервиса, сезонность, демографические и географические параметры, культурные особенности региона, имущественная дифференциация, курс валют, меры, принимаемые государством для стимулирования спроса и другое.
Стимулирование спроса может проводиться на уровне предприятии или государства. Например, предприятия для продвижения благ могут использовать маркетинговые и рекламные стратегии, предоставлять дополнительные услуги, гарантии, сервис. Государство использует макроэкономические инструменты, воздействуя на спрос через налоговую и кредитно-денежную политику. Причем оно может стимулировать предложение с помощью субсидий, что позволит снизить расходы предприятий, а значит, снизить цену на реализуемую продукцию, что в большинстве случаев ведет к росту спроса.
Классификация видов спроса
Виды потребительского спроса рассматриваются в рамках маркетинга, который в свою очередь является частью прикладных экономических дисциплин. Он позволяет исследовать спрос с разны сторон, сегментировать покупателей, вырабатывать стратегии ценообразования в зависимости от особенностей потенциальных и текущих покупателей. Классификация видов спроса проводится следующим образом:
- Спрос отсутствует. Такая ситуация складывается, когда потребители не хотят покупать товары из-за нехватки рыночной информации, а так же неосведомленности о характеристиках благ. Их потребность не сформирована по причине не знания.
- Скрытый спрос, иначе он называется латентным. Он описывает рыночную ситуацию, при которой есть неявная потребность, которая не выявлена продавцами, как следствие она не может быть удовлетворена текущим предложением.
- Нерегулярный спрос связан с сезонностью, либо с определенными событиями, например, праздниками.
- Негативный спрос характеризует ситуацию, при которой потребитель отказывается от покупки блага сознательно.
- Полный спрос показывает ситуацию, при которой потребность покупателей удовлетворена полностью.
- Повышенный спрос демонстрирует ажиотаж по отношению к производимому благу, он может превышать объем предложения.
- Нерациональный спрос отражает потребность в товарах, которые негативным образом влияют на жизнь и здоровье покупателя.
Таким образом, спрос в зависимости от складывающейся ситуации на рынке может приобретать разные формы и виды. Он не всегда отвечает основному рыночному закону, но определяет поведение покупателя. Сегодня экономика ориентирована на потребности общества. То есть общество определяет, какие товары и услуги будет производить реальный сектор. В противном случае, спрос на благо просто не будет существовать, а его создание окажется нецелесообразным.