Понятие монополии
В широком смысле слова монополия представляет собой экономическое явление, при котором на рынке нет конкуренции за покупателей между продавцами товаров и услуг.
Существует чистая монополия, которая представляет собой рыночную ситуацию, в которой в отрасли действует только единственный продавец определённой услуги или товара.
В монополистической отрасли существует несколько барьеров, включая преимущества крупного производства, легальные барьеры, нечестная конкуренция. Монополизм в любой форме способен нарушить действие рыночного механизма, что вынуждает государство устанавливать барьеры развития процесса монополизации. Это проявляется в виде антимонопольного законодательства
Виды монополий
Можно рассмотреть несколько классификаций монополии. В соответствии с наличием специальных прав, которые получены от государства в области защиты от конкурентов, монополия может быть: открытой или закрытой монополией.
Открытая монополия характеризуется экспансией одного предприятия, которое превращает ее на определенное время в единственного поставщика товара. Эта монопольная власть достигается без обладания специальными правами.
Закрытая монополия получает специальное право от государства, при этом она защищена с помощью юридических ограничений и запретов, которые выдвигают государства в отношении конкурентов. Закрытая монополия закрепляется условиями и лицензиями, авторским правом, патентами, разрешениями заниматься определенным видом деятельности.
В соответствии с признаком образования и функционирования выделяют естественную, искусственную монополию. Естественная монополия представляет собой экономическое явление, в котором спрос на товары в соответствующей отрасли может в лучшей степени удовлетворяться только одним или несколькими предприятиями.
В этой сфере конкуренция нежелательна или невозможна. Основой естественной монополии являются особенности технологического производства и обслуживания покупателей. В соответствии с теорией неоклассиков, естественные монополии могут формироваться там, где минимизируются долгосрочные издержки по обслуживанию всего рынка одним предприятием. При этом раздел рынка между двумя или тремя предприятиями способен привести к тому, что производство по каждому предприятию становится неэффективным.
Основные примеры естественных монополий:
- предприятия коммунальных и энергетических служб,
- предприятия по передаче электроэнергии, газа нефти,
- канализация и водоснабжение,
- железная дорога,
- телекоммуникационная сеть.
Предпринимательская или искусственная монополия представляет собой распространенную ситуацию преобладания на рынке нескольких предприятий, которые сотрудничают в качестве единого целого.
Такие предприятий основываются на тайном сговоре по ценам реализации продукции, включая их номенклатуру и объемы сбыта. Установление такого типа структуры не может считаться следствием устранения конкурентов. Так, компании малого бизнеса с успехом формируют неформальные чистые монополии, а более высокотехнологичные крупные предприятия создают картели.
Положительные и негативные черты монополии
В качестве экономического явления монополия имеет положительные черты:
- Эффект масштаба, который позволяет лучше использовать крупное производство.
- Основная роль в совершенствовании технологии, поскольку получаемая сверхприбыль дает возможность финансировать дорогие научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.
- Расчленение рынка нора с помощью монополий с предложением разным группам потребителей дифференцированных цен.
- Фактор внутриотраслевой, межотраслевой, национальной и иностранной монополии.
- Показатель состояния зрелости национальных экономик, поскольку монополии могут возникнуть только на достаточно высокой стадии экономического развития государства.
Среди негативных проявлений предприятия-монополиста при осуществлении его экономического поведения можно выделить уменьшение натуральных производственных объемов, поскольку монополисты создают возможность контроля объема выпуска и цены своей продукции. В результате монополист может производить продукцию в меньшем количестве, а продавать ее по более высокой цене, чем это смогли бы делать конкуренты. Недостаток также заключается в возможности установки дискриминационных цен.
Присвоение высокой прибыли через искусственное повышение цен, возможность обложения потребителей частным налогом ведет к усилению неравенства в распределении доходов в обществе.
Ликвидация конкурентов при достижении чрезмерной власти может привести к устранению атмосферы постоянной борьбы за потребителей. Рыночная власть способна устранить потребность снижения издержек, также сокращается основа экономии ресурсов. При этом большие средства предприятия-монополии могут тратить на люксовые внешние формы осуществления деятельности.
Отсутствие целенаправленной работы в сфере минимизации средних производственных издержек.
Сдерживание внедрений изобретений, поскольку экономия на масштабе производства защищает монополию от появления новых конкурентов до того времени, пока новые технологии не дадут возможность внедрять эффективное производство на предприятиях более маленьких размеров.
Закрытые монополии представляют угрозу эффективно функционирующему рынку, поскольку их защищают правовые барьеры, не преодолимые для конкурентов.
Меньшие негативные экономические последствия проявляет открытая монополия. Возможный приход новых конкурентов ограничивает у нее возможность получения сверхприбыли в рамках долгосрочного периода.
Угрозу эффективным функционирующим рынкам также представляют закрытые монополии, они способны защищать правовые барьеры, которые сложно преодолимы для конкурентов. Вероятный приход новых конкурентов способен ограничить у таких монополий возможность получения сверхприбыли в долгосрочном периоде.