Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Экономические факторы развития рынка

Сущность рынка

При возникновении современной системы рынка, обмен экономических благ становится общей формой хозяйствования. При этом рынок стал регулятором всей хозяйственной деятельности предприятий.

Определение 1

Рынок представляет собой фактор функционирования и развития совокупности хозяйственных систем и всех ее сфер, включая распределение, производство, потребление и обмен.

Современный рынок можно представить в виде любой системы, которая позволяет покупателю совершать свободные акты купли-продажи продукции и услуг. Здесь рыночная структура может выступать в самых разных организационных формах. Большое количество видов рынка группируются по трем основным признакам:

  • в соответствии с действующим законодательством,
  • в соответствии с экономическим назначением объектов рыночных,
  • в соответствии с пространственным признаком.

Каждая из представленных групп в свою очередь может подразделяться на секторы или подсистемы. Так, например, потребительский рынок состоит из рынка одежды, автомобилей, жилья и др.

Функции рынка

Развитие рынка обусловлено становлением его функций. Среди большого числа связанных между собой функции рынка для современных развитых рынков характерны шесть основных функций, среди которых можно выделить:

  • Посредническая функция, состоящая в том, что рынки прямо объединяют потребителей и производителей продукции, предоставляя им возможность общения друг с другом и осуществления свободной купли-продажи продукции.
  • Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, возникая благодаря конкуренции. По причине стихийного взаимодействия данных рыночных сил происходит формирование цены, которая представляет собой основной экономический показатель значимости продукции и услуг.
  • Информирующая функция рынка складывается в качестве информации для предпринимателей о текущем состоянии экономики. Это происходит через цены на любую продукцию, через их рост и падение и др.
  • Регулирующая функция рынка заключается в том, что из менее выгодных отраслей с низкими ценами происходит приток капитала в более прибыльные области бизнеса с более высокими ценами.
  • Стимулирующая функция рынка, которая осуществляется посредством рыночных цен. Санирующая или оздоравливающая функция рынка чаще всего выглядит жёсткой, но она экономически оправдана. В этом случае рынок очищает экономику от неэффективной и ненужной деятельности.
«Экономические факторы развития рынка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Факторы спроса и предложения

Для рыночной системы характерен особый внутренний механизм саморегулирования производства, включая сбыт продукции. Необходимо рассмотреть понятие спроса, предложения, цены и конкуренции, которые играют большую роль в развитии рынка.

Определение 2

Спрос представляет собой желание и возможность потребителей покупать товар или услуги в настоящее время. Спрос можно представить в виде платежеспособной потребности в соответствующей продукции, измеряемой тем количеством товара, которое потребитель готов и в состоянии купить по определенной цене на протяжении определенного срока.

Специалисты выделяют три вида спроса, среди которых индивидуальный, платежеспособный, совокупный или рыночный спрос.

Индивидуальный спрос представляет собой количество единиц определенной продукции, которое может приобрести покупатель по существующей рыночной цене. Рыночный и совокупный спрос включает в себя многочисленные индивидуальные спросы.

Платежеспособный спрос представлен спросом потребителей на продукты, которые обеспечены денежными средствами.

Также существует производственный спрос, выражающий удовлетворение спроса производителей на требуемые им средства производства.

Спросу противостоит предложение, которое представляет собой количество продукта, предъявляемого к продаже по определенной цене за определенное время.

Предложение включает в себя объем продукции, который продавцы или производители желают продавать на рынках.

Замечание 1

Товарное предложение может формироваться через объем и структуру товарного производства, включая импорт и товарные запасы. Эта сумма может определять верхний предел предложения, но реальный его уровень будет зависеть от рыночной цены и спроса на эту продукцию.

Фактор цены и конкуренции

Экономические факторы развития рынка также включают в себя цены, которые представляют собой денежную оценку продукции каждым субъектом рынка, включая результаты этих оценок.

С учетом прочих факторов оценки оказывают влияние на формирование цены при конкуренции. Основными функциями цены являются стимулирующая, регулирующая и измерительная.

Установление цен на рынке в большинстве случаев может быть определено через форму конкурентной борьбы и виде конкуренции. Конкуренция представляет собой соперничество участников за лучшие условия и результаты производства, а также реализации товаров и услуг.

Производители и продавцы товаров стремятся как можно дешевле выпустить их, как можно дороже продать. Наемные работники при этом хотят получить большую заработную плату. Потребителей при этом хотят купить качественную дешевую продукцию. Эти разнонаправленные интересы сталкиваются, для них характерны уступки, свободный выбор покупателей и продавцов, успех одних и неудачи других.

Выделяют две основные формы конкурентной борьбы: ценовую, неценовую.

Определение 3

Ценовая конкуренция представляет собой соревнование цен, при котором продавцы могут предложить свою продукцию дешевле, чем конкуренты, привлекая потребителей премиями, распродажами и скидками.

Неценовая конкуренция может быть выражена высоким качеством, надёжностью, обеспечением технического производства и др.

Кроме ценовой и неценовой конкуренции существует межотраслевая и внутриотраслевая конкуренция.

Конкуренция внутри отрасли может быть выражена соперничеством между предпринимателями, которые заняты производством (продажей) одинаковой или взаимозаменяемой продукции.

Межотраслевая конкуренция может вестись между предпринимателями, которые занимаются производством разных видов товаров. Основное содержание этого вида конкуренции заключается в получении равновеликой прибыли по вложенному капиталу.

Дата последнего обновления статьи: 26.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot