Понятие экономического рынка
Рынок представляет собой систему взаимоотношений производителя и покупателя через категории спроса и предложения. Рынок является особой системой хозяйствования, обусловленной системой многообразных отношений, между субъектами рынка. Каждый субъект рынка может выступать в одно время как минимум в двух категориях: продавца и покупателя. Отношения субъектов осуществляются в различных областях и на разных уровнях, по этой причине классификация рынка представляет собой сложный вопрос.
Понятие рынка характеризуется свободой и саморегуляцией, что включено в особенности этого явления. Рынок складывается под воздействием большого числа факторов, при этом основное отличие рынка от других хозяйственных форм заключается в свободе его участников. Второе отличие представляется в наличии собственности, которая является основным стимулом производителей, заинтересованных выпустить качественную продукцию по адекватным рынку ценам.
Экономический рынок можно охарактеризовать высокой информированностью его членов, которая касается положения дел и высокой мобильностью ресурсов. Экономические рынки должны быстро реагировать на изменения категории спроса и предложения для того, чтобы производители могли успеть получить максимальную прибыль, а потребители максимальное удовлетворение своих потребностей.
Виды рынков
Большое число функций и целей рынков породили сложность их классификации и виды. Основными признаками классификации рынков являются:
- географическое положение,
- объекты сделок,
- характер продаж,
- уровень спроса и предложения,
- степень его зрелости,
- отрасль,
- ассортимент продукции.
Разделение рынков на виды характеризуется различными основаниями, по этой причине обнаруживается большое количество их разновидностей. Чаще всего принято выделять товарные, финансовые рынки, рынки услуг, рынок труда, рынок информации. Существует также частная классификация экономических рынков, которая характеризуется выделением равновесного, избыточного и дефицитного рынка. Также существует рынок автомобилей, продуктов питания, одежды. Выделяют классификацию рынка на рынок продавцов и покупателей, национальный и глобальный рынок.
Товарные рынки
Товарные рынки осуществляет перераспределение и движения продукции и услуг, которые находятся ближе всего к потребителю. Классификация такого типа рынка сложна по причине большого разнообразия предмета сделок.
По традиции рынок услуг подразделяется на несколько сегментов:
- Страхование,
- здравоохранение,
- образование,
- транспорт,
- коммунальные, бытовые жилищные услуги,
- искусство и культура.
Особенность данного типа рынка в том, что некоторая доля услуг для потребителя является бесплатной, что осуществляется за счёт финансирования государства. Данный рынок обладает малым количеством посредников, поскольку напрямую связан с потребителями. Товарные рынки можно классифицировать на рынок продуктов питания, рынок потребительских товаров, сырьевой рынок. Также рынки классифицируются в соответствии с территориями размещения на внутренние, региональные рынки, мировой рынок. На таких рынках большое количество посредников, поэтому выделяют оптовый и розничный рынок.
Финансовый рынок
За счет финансового рынка происходит оборот финансовых средств. Существуют две большие разновидности финансовых рынков: фондовый рынок, включающий рынок ценных бумаг, кредитный рынок.
Кредитный рынок часто классифицируют на денежный рынок, рынок капиталов, и валютный рынок.
Рынок представляет собой общественную форму организации и функционирования экономики. Рынок является формой социальной экономической общественной жизни, при которой воспроизводство материальных благ, отношений происходит на основе принципов товарного производства и обращения.
Основным принципом является свобода осуществления хозяйственной деятельности для извлечения прибыли. Суть рыночных отношений может быть сведена к возмещению затрат производителей и получение ими прибыли, включая удовлетворение платежеспособного спроса потребителей, основываясь на свободе, взаимном соглашении, возмездности, эквивалентности, конкуренции.
Особенности рынка
Особенности рынка заключается в его основных экономических функциях. Функции выражают основное значение рынков, отражают его сущность. Функции рыночной экономики представляют собой форму проявления функций, которые направлены на воздействие рыночных отношений при осуществлении производственных процессов макро и микроуровня.
Коммуникативная или интегрирующая функция рынка состоит в соединении покупателя и производственной сферы, то есть производителей, и сферы потребления (потребителей). Также сюда можно включить торговцев (посредников) как случай посредничества в общем процессе активного обмена продукцией или услугами.
Без рынка производственный процесс не может служить потребителю, а потребители не могут удовлетворить свои потребности. Рынок влияет на углубление разделения труда, включая рост интеграционных процессов в экономике.
С помощью регулирующей функции рынок воздействует на все сферы экономической жизни, обеспечивая согласованное состояние производства, состояние ассортиментной структуры, баланс между спросом и предложением, пропорциональное производство, обмен между регионами и сферами национальных экономик.
Рынок способен дать ответы на вопросы: что производить, для кого производить и как это осуществлять.
На рынках может действовать регулирующая невидимая рука, особенности которой описывал Смит. В соответствии с его пониманием предприниматели имеют в виду только собственные интересы, преследуя собственную выгоду. При этом предприниматель невидимой рукой направлен к цели, которая часто не входит его намерения. С преследованием собственных интересов предприниматель часто более действенным способом может служить общественным целям, чем тогда, когда он сознательным образом стремится им служить.