Система образования Российской Федерации и ее структура
Совокупность учреждений, предоставляющих воспитательные, образовательные у слуги и услуги по профессиональной подготовке всех категорий населения и повышению профессиональной квалификации специалистов, образует систему образования государства.
Система образования Российской Федерации развивается на основе системы, доставшейся от образовательной системы Советского Союза. В ходе государственных преобразований изменились и некоторые черты системы образования России. Правовой базой данного процесса служит Федеральный закон, принятый в 2012 году, № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции 2017 года.
Согласно данного закона в систему образования входят организации, которые осуществляют образовательную деятельность педагогических работников, учащихся и их родителей, федеральные органы и органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного управления, которые призваны осуществлять управление в сфере образования, консультативные и совещательные органы данной сферы.
Важным компонентом образовательной системы является наличие специализированных органов по оценке качества образования и по обеспечению образовательного процесса. В систему включаются также различные объединения работодателей, юридических лиц государственных и общественных объединений, действующих в сфере просвещения и образования. Вся система образования России ориентируется в настоящее время на федеральные государственные образовательные стандарты и требования, единые общегосударственные программы различных уровней и направленностей.
В системе образования выделяют следующие составляющие:
- общее образование;
- профессиональное образование;
- дополнительное образование;
- непрерывное образование (профессиональное обучение, которое позволяет человеку получать образование на протяжении всей жизни).
Для системы общего образования установлены следующие уровни:
- дошкольное образование;
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование.
Продолжить свое образование граждане могут в системе профессионального образования. Оно включает среднее профессиональное образование и высшее образование. Высшее образование предполагает три ступени: бакалаврат, специалитет и магистратуру, подготовку кадров высшей квалификации. Кроме того существует система органов образования, предоставляющих дополнительные услуги (спортивного, художественно-эстетического направлений и пр.).
Вся система образования Российской Федерации направлена на создание условий для успешной реализации гражданами своих прав на непрерывное образование на базе основных и дополнительных образовательных программ, учета результатов образовательного процесса.
Общие проблемы в системе образования России
После распада Советского Союза система образования в России (как и в других субъектах бывшего СССР) подверглась реформированию. В образовании России была внедрена система итоговой государственной аттестации выпускников и проведение государственных экзаменов. К сожалению руководство Государственными экзаменационными комиссиями (ГЭКами) осуществлялось людьми с формальным отношением к порученному делу.
Руководили ГЭКами представители высшей школы. Они формально переносили требования к специалисту высшей школы на выпускника общеобразовательного среднего учреждения. А по замыслу данного нововведения они должны были лишь дать независимую оценку уровня знаний выпускника средней школы.
В дальнейшем это привело к той проблеме, что в дальнейшем работодатели (особенно – зарубежные) выказывали недоверие к уровню профессиональной подготовки выпускников. Поэтому отечественные документы об образовании не котируются за рубежом. Это затрудняет трудоустройство отечественных специалистов в иностранных предприятиях.
Высшая школа стоит перед необходимостью скорейшего перехода на двухуровневую систему подготовки специалистов. Это является требованием Болонского процесса. В соответствии с ним выпускники ВУЗов имеют два уровня квалификации – бакалавр и специалист. В дальнейшем категория «специалист» должна быть заменена на «магистр».
К сожалению значительное число ВУЗов России на сегодня объективно не готовы к переходу на двухуровневую систему подготовки. Причины в этом вопросе несколько. Это и недостаточная проработка нормативно-правовой базы в этом вопросе, и недоверие к степени «бакалавр» со стороны работодателей и студентов (боязнь не найти работу).
Большую проблему представляет недостаточное бюджетное финансирование сроков обучения и преподавательского состава ВУЗов. Кроме того нет четкого разграничения квалификационных степеней («бакалавр», «специалист», «магистр»). К тому же появилось много коммерческих учебных заведений. Формально они входят в систему образования, но фактически работают по своим программам и качество подготовки специалистов в этих заведениях не всегда соответствует государственным стандартам.
Особенности экономических проблем в российской образовательной системе
Основу экономических проблем отечественного образования составляют вопросы, связанные с финансированием отрасли. Точнее, речь идет о недостаточном финансированием и несовершенством отраслевого экономического механизма. Для повышения качества образовательного процесса необходимо повысить долю бюджетного финансирования образования с 4% ВВП до 10-12%.
Еще одной проблемой является недостаточный уровень бюджета самих учебных заведений. Это лишает их экономической самостоятельности. Учебные заведения должны иметь свою бюджет, а государство должно осуществлять инвестиции в образование на правах софинансирования.
Наличие большого количества малокомплектных школ приводит к «распылению» бюджетных средств и недофинансирования системы общего образования в целом. Выход заключается в реструктуризации сети малокомплектных школ. Но сложность вопроса в том, что сокращение школ в сельской местности без развития инфраструктуры (путей сообщения, сети общежитий и социального обслуживания учащихся) приведет только к ухудшению демографической ситуации в России и к снижению образовательного уровня в сельской местности.
Еще одной проблемой является нерешенность вопроса о привлечении в бюджет школ частных средств (особенно в условиях недостаточного финансирования со стороны государства). Причин две – нехватка бюджетных средств и низкий уровень жизни значительного количества населения (невозможность оплатить потребности школы в полной мере). Школа лишена права предоставлять коммерческие услуги населению. Этот вопрос также не урегулирован в правовом поле.