Понятие эластичности и ее виды
Любой экономический субъект коммерческой направленности стремится к получению максимально возможной величины дохода, а также достижения высоких показателей по иным параметрам оценки деятельности. Для этого специалисты компаний занимаются анализом различных показателей с целью выработки стратегии и тактики в производственном процессе.
Менеджерам хозяйствующего субъекта для планирования своей деятельности необходимо иметь информацию о том, какой объем товаров предлагать к продаже на рынке, и какую устанавливать цену. Для этих целей можно использовать анализ эластичности.
В экономике названное понятие характеризует степень изменения показателя в зависимости от влияющих на него факторов. Таким образом может анализироваться абсолютно любой показатель.
Данное понятие включает в себя 2 больших блока показателей, имеющих прикладное значения для конкретного субъекта хозяйствования:
- спроса;
- предложения.
На рисунке 1, наглядно представлена их классификация.
Эластичность спроса
Выделяют следующие виды ценовой эластичности спроса в зависимости от величины его показателя (см. рисунок. 2).
- В первом случае темпы изменения спроса опережают темпы роста цены. Как правило, это товары, которые не попадают в категорию «первой необходимости» и имею аналоги.
- Для единичной эластичности характерно тождество темпа изменения цены и количества покупок.
- Третья категория характеризуется изменением спроса с более быстрой скоростью, чем цены. Это прослеживается среди товаров повседневного спроса и при отсутствии аналогов.
- При четвертой категории эластичности спроса, он может быть сколь угодно большим при любом изменении цены.
- Спрос на товары первой необходимости, жизненно важные товары отличается абсолютной неэластичностью.
На спрос влияет фактор дохода населения. Поэтому целесообразно выделить категории эластичности спроса по доходу:
- Спрос увеличивается при росте уровня дохода;
- Спрос растет более быстрыми темпами, чем доход;
- Спрос изменяется более медленными темпами, чем цена;
- Спрос снижается при росте уровня дохода;
- Спрос не зависит от цены на них.
При сравнении спроса одного товара со спросом другого имеет место перекрестная эластичность. Соотношение изменения показателя спроса двух товаров может быть:
- Больше 0 – для аналогичных товаров;
- Меньше 0 – для основного и дополнительного товаров;
- Равно 0 – для товаров с независимым друг от друга спросом.
Эластичность предложения по цене
На рисунке 2 представлена классификация эластичности предложения.
- В первом случае изменение предложения происходит более быстрыми темпами, чем цена. Как правило, это продукты экономических субъектов, у которых значительная доля затрат. В данном случае рентабельность граничит с точкой безубыточности.
- При единичной эластичности, темпы изменения цен и количества производимых продуктов совпадают.
- Для третьей категории характерно изменение предложения менее быстрыми темпами, чем цены. Такая динамика наблюдается, когда экономический субъект не способен немедленно реагировать на рыночные показатели.
- Бесконечно эластичное предложение означает, что при установлении цены ниже определенного значения, экономический субъект не будет продавать данный продукт. В случае возрастания цены предложением может быть сколь угодно большим.
- Совершенно неэластичный спрос имеет место, когда при любых условия рынка предложение будет зафиксировано на определенном уровне.
На эластичность предложения также влияет временной фактор:
- В краткосрочной перспективе предложение неэластично;
- В среднесрочной – наблюдается повышение эластичности, так как существуют некоторые возможности для изменения производственной программы;
- В долгосрочной – предложение эластично;
- На текущий момент времени – абсолютно неэластичное предложение.
Стоит отметить, что эластичность также зависит от профиля деятельности компании.