Сущность экономических парадоксов
Термин «парадокс» может выступать в двух основных значениях:
- Обыденное значение: это что-то противоречащее здравому смыслу;
- Философско-логическое значение: формально-логическое противоречие, возникающее в теории множества и формальной логике при сохранении правильной последовательности рассуждений.
Разновидностью парадокса является антиномия, которая представляет собой появление при рассуждениях двух одинаково объясненных, но противоречащих друг другу высказываний.
Причинами появления парадоксов могут быть:
- Общие логические и гносеологические трудности, которые связаны с понятием предметной части в формальной логике, с использованием идеализированных объектов и абстрактных понятий, противоречиями математической теории множества;
- Реальные противоречия в самих познаваемых процессах и явлениях, которые связаны с схематичностью и односторонностью познавательного процесса, объединением разных познавательных уровней.
Экономическим парадоксом называется парадокс, который в той или иной предметной области формулируется экономической наукой. Причинами экономических парадоксов также являются вышеназванные.
Рассмотрим несколько наиболее известных парадоксов экономического типа:
- Парадокс Мориса Алле;
- Парадокс Василия Леонтьева;
- Парадокс Кеннета Эрроу.
Парадокс Алле связан со сферой выбора экономическими агентами хозяйственных решений. До Алле считалось, что любой экономический агент в своей деятельности руководствуется принципом максимальной ожидаемой полезности. Но французский ученый доказал, что в практической деятельности в большинстве случаев такие агенты вместо максимальной полезности склоняются к максимальной надежности, которая тесно связана с его конкурентоспособностью и стабильным функционированием экономического объекта.
Парадокс Леонтьева содержит опровержение теоремы Хекшера-Улина, утверждающей, что в каждая страна в структуре внешней торговли будет экспортировать только те товары, при производстве которых требуются более высокие затраты ресурсов, имеющихся в данной стране в избытке. К примеру, США согласно данной теореме должны были импортировать трудоемкую продукцию, а экспортировать капиталоемкую. Однако Леонтьев показал, что в практической деятельности под влиянием множества причин ситуация имеет обратный характер: высокоразвитая страна импортирует капитал и экспортирует труд.
Согласно парадоксу Эрроу, функция общественного выбора, которая выражает связь индивидуальных предпочтений и самого общественного выбора, должна соответствовать 4 условиям переходности: универсальности, единогласию, независимости, отсутствию диктатора. Однако перечисленные условия, если рассматривать их в качестве условий достижения социального максимума, несовместимы между собой.
Примеры экономических парадоксов
Существуют и другие экономические парадоксы (рисунок 1), которые рассмотрим ниже.
Рисунок 1. Экономические парадоксы. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ
Парадокс Истерлина состоит в том, что в благополучных государствах при быстром и не очень быстром росте экономики, когда повышается благосостояние населения, увеличивается и уровень счастья населения, но до определенной степени.
Через 10-15 лет, даже при росте экономического уровня и благосостояния населения, перестает увеличиваться уровень счастья. Другими словами, деньги вызывают счастье у людей только лишь до определенной степени.
Парадокс Веблена заключается в том, что при снижении стоимости товара ухудшается его престиж и качество в глаза потребителей, а повышение стоимости делает данный товар более привлекательным и желанным. Такое поведение покупателей названо парадоксом, т.к. противоречит ключевому закону спроса, который гласит, что увеличение стоимости товара ведет к уменьшению его потребления. Все рассмотренные Вебленом товары относятся к премиум-сегменту, и с ростом их стоимости повышается желание целевой аудитории обладать ими.
В парадоксе Гиффена рассматривается реакция покупателей на политическую или экономическую ситуацию, он распространяется на продукцию первой необходимости. Гиффен заметил, что во времена голода в Ирландии в 19 веке увеличился спрос на картофель, стоимость которого возросла. Это связывается с тем, что значительная доля бюджета бедных семей приходилась на картофель. Увеличение стоимости данного товара приводило к падению реальных доходов бедных слоев населения. В результате они сокращали покупки других товаров, увеличивая расходы на картофель.
Парадокс Гиффена наблюдается тогда, когда население ощущает нестабильность или подвергается манипуляциям (экономический кризис, смена политического направления, неурожайность и т.д.).
Парадокс Базермана назван в честь преподавателя Гарвардской бизнес-школы, который каждый год продавал своим студентам с помощью аукциона купюру в 20$ намного выше своего номинала. Рекордной была цифра 204 долл. за 20 долл. Это происходило потому, что человек обладает боязнью потери, а когда теряет деньги, начинает вести себя крайне нерационально. Чтобы свести потери к минимуму, все люди стараются отыграться, а это приводит к еще более существенным потерям. намного выше своего номинала. Рекордной была цифра 204 долл. за 20 долл. Это происходило потому, что человек обладает боязнью потери, а когда теряет деньги, начинает вести себя крайне нерационально. Чтобы свести потери к минимуму, все люди стараются отыграться, а это приводит к еще более существенным потерям.
Экономические парадоксы в современной России
В современной российской экономике также существуют парадоксы, такие как:
- «Работающая бедность». Когда молодые специалисты только заканчивают учебные заведения и начинают свою трудовую деятельность, их доход настолько незначителен по различным причинам, что они относятся к бедному слою населения;
- Наличие большого числа лиц с высшим образованием и отсутствие квалифицированных кадров;
- Население с доходом ниже прожиточного минимума. Парадокс состоит в том, что если величиной прожиточного минимума определена минимальная граница физиологического выживания человека, то как люди живут с доходами ниже данного значения.