Содружество Независимых Государств — это международная организация, которая призвана регулировать отношения между некоторыми странами, ранее входившими в качестве республик в состав Советского Союза.
Положение России в СНГ
Основным экономическим фактором, детерминирующим постепенное снижение политического влияния России на пространстве СНГ, аналитики называют снижение роли нашей страны в международной экономике и мировом товарообороте за последние десятилетия. Так, в 1991 году ВВП России составлял почти 4% от общемирового, а уже к концу 2018 г. упал до 2,8%
Снижение экономических перспектив России сказалось на эффективности проводимой страной политики в СНГ, что обусловлено несколькими причинами:
- ощутимый дефицит экономических и политических инструментов РФ для укрепления сфер влияния в СНГ;
- общее снижение привлекательности курса внешней политики, нацеленной на тесные торгово-экономические связи с Россией, для стран СНГ, постепенно выстраивающих многовекторное экономическое сотрудничество с другими развивающимися странами (например, Китай);
- постепенное снижение российской роли РФ в международной экономике негативно сказалось на торговых оборотах России со странами СНГ, в особенности после обострения ситуации в 2014 году, кризиса на Украине и санкций.
Причины снижения интенсивности торгово-экономических связей России с участниками СНГ
В последние годы снижалась интенсивность торгово-экономических отношений России и государствами постсоветского пространства, а продолжение евразийской интеграции не смогли затормозить данные процессы. Все это стало причиной постепенного сокращения влияния пророссийски настроенной политической элиты стран СНГ и связанных с ними «групп влияния» (предприниматели, финансисты), объективно заинтересованные в тесных связях с РФ на экономической и политической аренах, что усиливает развитие альтернативных направлений внешней политики в плане многовекторности.
Наконец, еще один значимый экономический фактор, обуславливающий снижение российского влияния, связан с объективной заинтересованностью стран СНГ в части торгово-экономического взаимодействия с внерегиональными партнерами (странами Запада). Ранее, при отсутствии конфликта РФ с Западом и наличием с ними тесного экономического и культурно-гуманитарного взаимодействия, подобные стремления государств СНГ не приводили к серьезным потерям России. Сейчас отдельные страны СНГ (Украина, Молдавия, в меньшей степени – Белоруссия) сталкиваются с более явной дилеммой: «или Россия, или Запад». В итоге, если раньше постсоветские государства просто диверсифицировали экономический курс и налаживали устойчивые торговые взаимосвязи с широким кругом внешних партнеров, то сейчас соответствующие государства должны выбрать ту или иную сторону глобального противостояния.
Для СНГ в целом, и России, в частности, характерна недостаточная экономическая динамика при сохранении структурных препятствий для роста, несмотря на положительную динамику макроэкономических параметров. Основными рисками для России в СНГ являются:
- внезапные колебания цен на сырье при медленной диверсификации производства;
- неустранимость недостатков банковской сферы, несмотря на предпринимаемые центральными банками усилия;
- возникновение геополитических конфликтов;
- затруднения с внешним финансированием и рефинансированием долгов.
Региональная интеграция как механизм поддержания влияния Российской Федерации на постсоветском пространстве
В контексте истории развитие России потребовало противостояния тенденциям постсоветского пространства, которые могли привести к разрыву сформировавшихся экономических, социокультурных и политических связей бывших республик СССР.
Главным механизмом, призванным обеспечивать сохранение российского влияния на постсоветском пространстве, собственно и стал СНГ, подразумевавший интеграцию всех вышеуказанных направлений. Но впоследствии из-за определенных причин, СНГ утратил эффективность, что стало мотивом для России адаптировать внешнеполитический курс к более узкоспециализированным форматам региональной интеграции. На практике, это воплотилось в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Основной целью деятельности нашей страны в данной региональной организации является противодействие негативным факторам, обуславливающим снижение ее регионального влияния. Так, интеграционные объединения на пространстве СНГ рассматриваются как контр - тренд по отношению к описанным выше факторам. Основные достижения Евразийского экономического союза:
- ликвидированы таможенные ограничения и пошлины на некоторые товарные категории;
- обеспечено более свободное движение капитала, рабочей силы и услуг внутри интеграционного объединения;
- оформлена правовая база единого пространства;
- сформирован общий рынок отдельных категорий продукции;
- разработана программа либерализации электроэнергетики;
- создана зона свободной торговли с Вьетнамом, КНР, Ираном и Кубой.
Благодаря перечисленным мероприятиям выросло влияние России в СНГ и укрепились торгово-экономические и социальные связи между партнерами по организации.
Еще одна проблема региональной интеграции СНГ связана с фактическим неравенством экономических потенциалов стран-участниц, что, в свою очередь, становится причиной возникновения существенного дисбаланса в структуре товарооборота и параметрах фискальной нагрузки. В настоящее время, можно говорить о неполноценной реализации потенциала инструментов рынка СНГ, что негативно сказывается на динамике укрепления влияния России на постсоветском пространстве посредством механизмов региональной интеграции.
Расширение влияния России в СНГ на долгосрочную перспективу сдерживается из-за структурной безработицы, недостаточного развития инфраструктуры, зависимости от иностранных инвесторов и сложности ведения бизнеса.