Понятие предпринимательства
Предпринимательство – это хозяйственная деятельность индивидов, направленная на получение прибыли за счет эффективного использования имущества и финансовых ресурсов.
Любая экономическая система строится на производственном процессе, но только рыночная модель предполагает, что предприятие находится в частной собственности. Оно действует самостоятельно, независимо от других субъектов экономики. Деятельность предпринимателя определяется как работа по соединению факторов производства с целью получения принципиально нового блага, либо дифференциации признаков, уже существующих товаров или услуг. Рыночная экономика, особенно в части выпуска товаров массового потребления, испытывает влияние монополистической конкуренции, где различие между производителями относительно невелико. Получение прибыли осуществляется за счет создания уникального свойства предлагаемого товара.
Предпринимательская деятельность требует от субъекта инициативности, самостоятельности, ответственности и умения рисковать. Чем выше риск совершения хозяйственной операции, тем больше может быть экономический выигрыш, либо проигрыш. Предприниматель действует в условиях неопределенности. Он не обладает полной информацией о рынке, не может быть уверен в реализации своих планов на сто процентов. При разработке стратегии и тактики предпринимательской деятельности субъекты могут опираться на фундаментальные методы анализа, планирования и прогнозирования, а также использовать опыт и интуицию.
Субъектами предпринимательства могут быть граждане страны, граждане иностранных государств, либо коллективы предпринимателей. Как правило, предпринимательство требует образования юридического лица, но может осуществляться и без него. Осуществляя предпринимательскую деятельность, индивид стремится к реализации собственного таланта, получению более высоких доходов, расширению рынка сбыта, созданию предпосылок для длительного присутствия на рынке.
Экономическая среда предпринимательства
Предпринимательство и среда являются двумя сторонами рыночной экономики. Они активно взаимодействуют друг с другом, стимулируя к росту и развитию. В ходе их отношений формируется и развивается рынок, появляются новые формы хозяйствования, каналы сбыта, принципиально новые подходы к управлению рыночными связями. Предпринимательство осуществляет непосредственное преобразование экономической среды. Для него среда является объектом приложения усилий. Управление бизнесом в рыночной экономике сталкивается с проблемой конкурентной борьбы. Предприниматель использует возможности, которые предоставляет ему экономическая среда для получения наилучшего хозяйственного результата в существующих условиях.
Специалисты подразделяют среду предпринимательства на отдельные элементы для более глубокого понимания ее потенциала и анализа. Так, выделяют следующие семь ее составляющих:
- Экономическая обстановка в стране и мире.
- Политическая ситуация.
- Правовая среда.
- Социально-культурная среда.
- Технологическая среда.
- Географическая среда.
- Институциональная среда.
Экономическая среда характеризуется многомерностью. Она находится в динамике, постоянно изменяя различные параметры. Среда подвержена влиянию множества факторов. Предпринимателю необходимо учитывать воздействие среды, а также находить способы пользоваться возможностями, которые она формирует. Иногда среда может создавать непреодолимые преграды развитию бизнеса. В этом случае предприниматель ищет обходные пути, либо полностью пересматривает работу имеющегося бизнеса.
Таким образом, экономическая среда и предпринимательство неразрывно связаны друг с другом. Они проходят совместное развитие, влияя на процессы, преобразуя их, создавая условия для общих изменений. Они могут сдерживать рост, либо стимулировать его. Умение оперировать рисками, действовать в условиях неопределенности экономической среды показывает способность предпринимателя к выбранной сфере деятельности.
Предпринимательские риски
Неопределенность экономической среды влияет на результативность предпринимательской деятельности. В развитых странах, где капиталистические отношения существуют достаточно давно, накоплен опыт преодоления рисков, возникающих в ходе хозяйственной деятельности. Там существуют методы выработки решений по предвидению рисков и управления ими.
Предпринимательский риск представляет собой потенциальную опасность, которая может привести к потерям факторов производства, выручки, и иным отклонениям от нормальной работы объекта хозяйствования. Для того, чтобы снизить влияние риска предприниматели используют различные методы его идентификации и управления.
Чаще всего, риск в предпринимательстве предполагает потери доходов, либо несение потерь и убытков. Риски могут возникнуть при организации производственного процесса, управлении финансами собственными и заемными, при работе с персоналом, подрядчиками, контрагентами и конкурентами. Риск может быть динамическим, проявляющимся в ходе непредвиденных изменений, форс-мажоров и иных происшествий. Абсолютный риск оценивают в денежных единицах, а относительный в долях. По своей природе предпринимательские риски классифицируют на три группы:
- Риск предпринимателя. Он проявляется тогда, когда предприниматель вкладывает в дело только собственные средства, а значит, несет ответственность по обязательствам лично.
- Кредитный риск проявляется тогда, когда возникает вероятность банкротства. В этом случае кредитор не доверяет заемщику.
- Риск денег связан с обесцениванием денежных средств.
Стоит отметить, что риск может возникнуть на любом этапе предпринимательской деятельности, от закупки до сбыта. Инструментами преодоления его негативных последствий могут стать подбор проверенных партнеров, формирование финансового резерва, использование услуг страхования рисков и так далее.