Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность, цели и возможности ГРЭ

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Сущность, цели и возможности ГРЭ

Сущность и цели государственного регулирования экономики

Определение 1

Государственное регулирование это комплексом мер, направленных на повсеместное управление основными макроэкономическими процессами, происходящими в государстве.

В сферу деятельности государственного регулирования попадают вопросы финансовой национальной политики, регулирование внешнеэкономических связей, регулирование государственного бюджета, то есть доходов национальной экономики.

Механизмами государственного регулирования выступают бюджетно-налоговая политика и денежно-кредитные политика, направленные на обеспечение стабильного роста макроэкономических национальных показателей.

В процессах государственного регулирования используются методы прямого воздействия (в том числе, контроль над монополиями, экологической обстановкой, разработкой и поддержанием на должном уровне государственных стандартов).

Замечание 1

ГРЭ, государственное регулирование экономики, – это целенаправленное воздействие государства на процессы развития и стабилизации национальной экономики. Ключевая цель государственного регулирования экономики – это достижение благосостояния нации.

Для достижения обозначенной конечной цели сопутствующими, но не менее важными при этом, являются:

  1. Стабильный экономический рост;
  2. Максимальная занятость трудоспособного населения (соответственно, низкий уровень безработицы в государстве);
  3. Стабилизация уровня цен и национальной валюты;
  4. Сбалансированность внешнеэкономической деятельности.

Государство и государственное регулирование играет достаточно важную роль в жизни общества, воплощая в жизнь определенный набор хозяйственных и социальных функций. В условиях рыночной экономики воздействие государства проявляется посредством законодательного регулирования, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, осуществления государственных социальных и экономических программ и др.

Главной целью государственного регулирования является соблюдение национальных интересов, интересов незащищенных слоев населения, а также контроль над тем, чтобы в условиях экономической свободы не были ущемлены права общества интересами отдельных субъектов и объектов хозяйствования (монополии, отдельные регионы и т.п.). Государственное регулирование заключается также в защите интересов будущих поколений и охране окружающей среды. На данном этапе российское государство намерено прикладывать значительные усилия в вопросах поддержки малого и среднего предпринимательства.

Например, 23.09.2015 года состоялось юбилейное заседание Коллегии ФАС России, ключевым вопросом которого стало обсуждение создания рынка здоровой конкуренции. Руководитель ФАС Артемьев И.Ю. озвучил, что приоритетным направлением деятельности антимонопольной службы, существующей в Российской Федерации уже в течение 25 лет, является: «Свобода конкуренции и эффективного предпринимательства как залога перспективного экономического развития России и воплощения концепции «высокое качество – справедливая цена». Основными целями обозначено сдерживание монополий и установка интересов потребителя выше, чем интересов монопольного производителя.

Одним из важнейших стратегических направлений совместных действий Правительства РФ и ФАС является всяческое способствование развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства. Ключевым событием в этом направлении стало создание новой антимонопольной службы, вобравшей в себя том числе и федеральную службу по тарифам. В свете поддержки малого и среднего бизнеса, принят новый № 44–ФЗ «О государственных закупках», № 223–ФЗ с изменениями, связанными с поведением корпораций, регулирующий и, можно сказать, ограничивающий, некоторые действия со стороны крупного бизнеса и корпораций. По статистике – 25% населения заняты в среде малого и среднего предпринимательства, что еще раз подтверждает важность решения поставленных задач.

Необходимость государственного регулирования экономики

Учитывая текущие особенности функционирования рынка, необходимо понимать, что вмешательство государства обусловлено рядом причин:

  1. Рынок конкуренции. Рынок конкуренции в нашем государстве на данном этапе экономического развития проявляет себя несовершенством конкуренции. Данный фактор выражается том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках существуют и возникают новые монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят урон благосостоянию общества.
  2. Недостаточный объем и качество совокупных товаров и услуг, необходимых для гармоничного и стабильного благосостояния общества, в первую очередь в сфере здравоохранения, образования, науки и культуры.
  3. Существенный урон окружающей среде, наносимый некоторыми субъектами хозяйствования, причиненный ущерб экологии в целом и снижение благоприятного экологического уровня жизни общества.
  4. Национальная информационная безопасность (в данном случае, информация представляет собой «товар», который не может быть произведен или реализован без участия государства).
  5. Уровень инфляции и безработицы. Экономическая нестабильность, резко проявляющая себя в периоды кризисов.
  6. Несправедливое, неравномерное распределение доходов среди слоев населения, которое без вмешательства государства может поставить под глобальную угрозу стабильность общества в целом.
  7. Совокупность определенных «товаров – услуг», например, дошкольное воспитание, начальное образование и др. Потребление которых обществом зависит, в первую очередь, от государства, а не от рынка.

Исследование приведенных причин и проявлений несовершенства рынка является не только необходимостью государственного регулирования, но и экономическими функциями государства, которые реализуются через это регулирование. Следовательно, государственное регулирование экономики – это процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и соединенные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной стратегии и концепции. При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор инструментов и методов.

В целях реализации политики государственного регулирования, необходимо также утверждение на легитимных уровнях нормативных актов. Они должны отражать принципы и процедуры экономической и социальной политики областей и регионов, а также нужна политическая воля высшего звена исполнительной власти во всех аспектах деятельности.

Возможности ГРЭ

Установить какую-либо точную или количественную оценку степени государственного регулирования экономики достаточно сложно, а точнее сказать, не представляется возможным. Это обусловлено тем, что возможности и границы государственного регулирования имеют много аспектов. Например, проявлением эффективной политики государственного регулирования экономики является социальная стабильность в обществе. А данный показатель, в принципе, не имеет количественных параметров. В целом, государственное регулирование доказало свою эффективность. В то же время возможности государственного регулирования далеко не безграничны. Например, оно не может справиться с цикличностью воспроизводства, в периоды кризиса, экономической депрессии вызывающую множество тяжелых экономических и социальных проблем. В течение долгих периодов оно не в состоянии, невзирая на прилагаемые усилия, обеспечить приемлемого, социально терпимого уровня безработицы, а тем более полной занятости трудоспособного населения.

Замечание 2

Государственное регулирование является процессом воздействия государства на социальную и экономическую жизнь общества, в ходе которого реализуется политика государства, основанная на определенной стратегии и концепции.

Государственное регулирование включает в себя определенные цели и установки, при этом для достижения поставленных целей используется определенный набор административно-правовых и экономических инструментов. Учитывая темпы интернационализации и глобализации экономической жизни в современном мире, национальное и внешнеэкономическое госрегулирование тесно взаимосвязаны между собой.

В границах возможностей государственного регулирования располагается влияние на такие важные макроэкономические показатели, как ВВП, уровень безработицы и инфляции, стабильность цен, внешнеэкономический баланс и т.п.

Например, по аналитическим данным прирост ВВП России начал процесс «торможения» еще в 2013 году, несмотря на высокий уровень цен на нефть. Но на данном этапе статистика начинает опровергать стереотип, что единственным конкурентоспособным товаром, с которым российское государство сможет продержаться на рынке, является сырьевой экспорт. По плану Минэка уже через пять лет, к 2020 году несырьевой экспорт России будет составлять почти 500 млрд. долларов. Для реализации этого оптимистичного сценария разработаны программы импортозамещения и поддержки отечественной продукции, в том числе и высокотехнологичной. Но следует учитывать, что в процессе достижения эффективных результатов перечисленных показателей, данные процессы могут противоречить друг другу. Объективная возможность ГРЭ возникает с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Ограниченное предложение
Введите email чтобы зафиксировать скидку
300 ₽
На любой первый заказ в Автор24