Диффузионный индекс – это показатель, отражающий восприятие отдельными участниками происходящих в экономике процессов тех изменений, которые носят как позитивный, так и негативный характер.
Применение диффузионного индекса
В эконо¬мической статистике все большую популярность в последнее время приобретают индикаторы, которые основаны на методе построения диффузионных индексов. По своей природе диффузионный индекс является показателем делового оптимизма субъектов бизнес-процесса, он регулярно публикуется в США, Германии и Англии, где его рассчитывают соответствующие ассоциации бизнесменов. Диффузионный индекс применяется не только для оценки направления общественного мнения, но и для исследования динамики изменения объективных экономических показателей.
В Японии аналогичный индекс использует Центральный Банк для анализа соответствующей динамики процессов экономики, а также для утверждения решений в сфере управления денежной политикой.
Диффузионный индекс, в отличие от прочих социально-экономических и статистических индикаторов, носит чисто субъективный характер. Он не измеряет объем выпуска, число выполненных заказов, сумму доходов, но выступает отражением восприятия участниками экономических процессов происходящих изменений — ведут ли они, по их мнению, к лучшему или к худшему. С учетом такой субъективности подобные индексы имеют чрезвычайно сильные предсказывающие свойства, выступают в качестве опережающих индикаторов, сильно коррелирующих с ключевыми параметрами экономического цикла.
В основе построения диффузионного индекса - результаты опросов большого количества участников. Все они отвечают на вопросы, например; «Улучшаются ли условия ведения Вашего бизнеса в части: новых заказов, цен, срока исполнения заказов, рынка труда и т.д.?», Участник опроса при этом должен выбрать один из вариантов ответа: «да», «без изменения» или «нет». После вычисления таких диффузионных индексов для каждого вопроса, их усредняют, формируя составной средний индекс. Он достаточно эффективно отслеживает динамику экономических циклов, выступая опережающим показателем: если индекс начинает падать после периода прироста, скорее всего бизнес-цикл из стадии роста переходит к стадии спада. Разворот диффузионного индекс вверх после снижения может предсказать начало этапа восстановления. Благодаря тесной корреляции диффузионного индекса с экономической динамикой многолетних статистических данных, его можно использовать даже с целью прогнозирования значения валового внутреннего продукта.
Индекс делового оптимизма, используемый в США, основан на изучении ответов на вопросы, которые задаются респондентам в отношении ключевых факторов экономики:
- уровень занятости,
- изменение цен,
- изменение времени доставки,
- темпы расширения производства,
- темпы пополнения запасов,
- число новых заказов от клиентов,
- количество новых экспортных и импортных заказов,
- объем накопившихся неисполненных заказов.
Интерпретация диффузионного индекса
Основным свойством диффузионного индекс является возможность его применения в качестве опережающего индикатора делового цикла. Большинство аналитиков для интерпретации выделяют несколько ключевых уровней данного индикатора:
- достижение циклического максимума и циклического минимума;
- достижение 50% уровня;
- достижение 44% уровня.
Если диффузионный индекс разворачивается вниз после периодов роста, то деловой цикл может вскоре тоже развернуться вниз. В обратной ситуации, достижение диффузионным индексом минимума после падения с последующим разворотом наверх, является одним из признаков предстоящего восстановления. По опыту статистики американской экономики, диффузионный индекс позволяет предсказать максимум цикла роста за 7 месяцев и минимум цикла роста — в среднем за 3 месяца.
Падение диффузионного индекса ниже 50% говорит о приближении рецессии через два месяца, а при его падении ниже 44% аналитики делают вывод об абсолютном снижении экономической активности. В стадиях спада диффузионный индекс в среднем достигает минимума 35%, а при развороте от минимального значения в среднем он за 4 месяца может достигнуть уровня 44%, причем это всегда соответствует минимуму экономического цикла.
В целом, с помощью диффузионного индекса можно в высокой надежностью предсказать поворотную точку циклов экономического, однако его применение ограничено, когда необходимо выделить цикл роста отдельной экономики и общий глобальный экономический цикл. В статистических исследованиях подтверждается наличие очень сильной корреляционной связи диффузионного индекса с такими показателями развития экономики как уровень промышленного производства и объем валового внутреннего продукта в целом. Необходимо отметить также, что диффузионный индекс цен является опережающим индикатором поворотных точек в цикле инфляционных процессов.
Диффузионные индексы публикуются органами статистики на ежемесячной основе, как правило, в первые рабочие дни месяца. Исключением является обобщенный японский диффузионный индекс, который публикуется на ежеквартальной основе. Исключительная важность японского индекса заключается также в том, что его формирование контролирует непрофессиональная ассоциация бизнеса, тогда как в остальных развитых странах его рассчитывает государственный орган — Центральный Банк. Диффузионный индекс настоящее время многие страны официально объявили в качестве ориентира при принятии решений, связанных с денежной по-литикой.
В России диффузионный индекс обрабатывающих секторов экономики рассчитывается с 1997 года, тогда как для сферы услуг диффузионный индекс начал рассчитываться аналитиками и экономистами только в 2001 году. Для российских статистических данных характерно наличие фокуса на энергетической отрасли, в меньшей степени используются опросы в обрабатывающей сфере и отрасли услуг.