Асимметрия информации – это ситуация, при которой одни участники рынка располагают информацией, а другим заинтересованным лицам она недоступна.
Сущность асимметрии информации
Асимметричная информация представляет собой неравномерное распределение данных о товарах между сторонами сделки, когда при заключении договоров, когда одна сторона располагает важной информацией о предмете договора, а другая ее не имеет.
При проведении анализа рынка с высокой конкуренцией, как правило, создается некоторая абстрактная модель, имеющая все присущие ей условности. Предполагается, что в рамках такого рынка информация симметрично распределена, т.е. все участники имеют одинаковый доступ к ней. Полностью отсутствует неопределенность, что позволяет применять средства и ресурсы самым эффективным способом.
Однако, в реальной жизни не существует совершенной конкуренции, в результате чего появляется неопределенность, т.е. асимметричность информации.
Есть различные точки зрения по вопросам неопределенности. По мнению сторонников неоклассической школы, неопределенность мешать экономическим агентам действовать рационально, а также создает препятствия на пути эффективного использования ресурсного потенциала. Существует и другая точка зрения, по которой рыночная возможность состоит в умении использовать информационные ресурсы, многим первоначально недоступные. Приверженцем такой точки зрения был Ф. А. Хайек, утверждающий, что выгода проявляется тогда, когда информация с самого начала доступна не каждому, а предприниматель, обладающий информацией, имеет возможность извлекать из этого прибыль только до тех пор, пока другие рыночные агенты не получат полный доступ к данным.
Представители неоклассической школы считали, что асимметричность информации – это одна из причин несостоятельности рынка.
Асимметрия информации становится причиной возникновения интерналий, которые представляют собой выгоды или издержки, не оговоренные в момент заключения договора и получаемые его участниками. Примерами интерналий могут служить следующие: безнаказанное нарушение условий договора одной из сторон, приобретение покупателем некачественного товара, получение работодателем выгоды от работника, повысившего свою квалификацию за счет самообразования.
Причины появления информационной асимметрии
Проблема информационной асимметрии – это важнейшая предпосылка функционирования общественного сектора, однако, для это следует определить причины данной асимметрии, возникающие на различных рынках, а также способы воздействия на данные рынки.
Важная причина уменьшения интенсивности конкуренции и установления монопольной власти заключается в неполноте и асимметричности информации о предмете сделки, об особенностях проведения сделки, ее вероятных последствиях. Это может быть вызвано следующим:
- Получение информации связано с ресурсными затратами, поэтому любой рациональный субъект экономики не станет платить за данные, если предельные издержки на их получения будут выше предельного дохода от их использования;
- Информация не всегда является надежной. Поскольку экономическая среда постоянно изменяется, то информация может устаревать;
- Экономические субъекты не имеют возможности в полном объеме оценивать всю доступную информацию;
- Не все экономические субъекты имеют достаточные знания и навыки для оценки поступающей информации.
Неполнота информации – это обязательное условие экономической жизни, она влияет на условия и особенности работы рынков, становится причиной дополнительных трансакционных издержек. Асимметрия информации приводит к резкому падению уровня общественного благосостояния.
Проблемы, возникающие на финансовых рынках по причине асимметрии информации:
- Проблемы неблагоприятного отбора;
- Проблемы риска недобросовестности клиента;
- Проблемы дорогостоящего определения состояния.
Значение асимметричной информации
Значение асимметрии информации в экономике проще продемонстрировать на примерах.
Рынок здравоохранения. На данном рынке приобретение услуг врача является платой за профессиональные знания. Информационная асимметрия в данном случае означает наличие разной информации у врача и пациента. Врач с целью получения выгоды может назначить пациенту более дорогие препараты. В таком случае возникает механизм, при котором рынок приспосабливается к информационному неравенству. Появляются такие понятия, как предпринимательская и профессиональная этика, постепенно внедряемые в рыночные отношения. Асимметрия информации может стать причиной отрицательного влияния конкуренции лечебных учреждений на качество медицинских услуг.
На рынке труда асимметрия информации чаще проявляется на стадии приема сотрудников на работу. На данном этапе работодатель не обладает информацией о реальном качестве приобретаемого товара. Но доступны другие характеристики, как образование, пол, возраст, опыт работы, рассматриваемые в качестве сигнальной информации о работнике.
Рынок кредита. При использовании кредитной карточки, человек занимает деньги без дополнительного обеспечения. Многие кредитные карты позволяют начислять на расчетный счет по несколько тысяч рублей. Банки, осуществляющие выпуск таких карт, получают доход за счет начисления процентных платежей. Однако, банки не могут с точностью определить будет заемщик добросовестным или же нет. Очевидно, что должник это знает лучше. Таким образом, возникает проблема асимметрии информации. На практике же банки при предоставлении кредита используют базу данных кредитных историй, которая позволяет выявить «низкокачественных» и «высококачественных» заемщиков.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что асимметричная информация характерна для большинства ситуаций в экономической жизни.