Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Место и роль финансов некоммерческих организаций в национальной финансовой системе

Все предметы / Финансы / Место и роль финансов некоммерческих организаций в национальной финансовой системе
Содержание статьи

Некоммерческий сектор в современной экономике

Определение 1

Некоммерческая организация (НКО) — это организация, которая не ставит в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между своими участниками.

Современную смешанную экономику невозможно представить без общественного сектора (сектора некоммерческих организаций). Основы построения этого экономического сегмента были заложены еще на рубеже XIX-XX веков, когда формировалось индустриальное общество, и зарождались идеи о смешанной экономике. Постепенно смешанная экономика утвердилась как новая перспективная форма социально-экономического устройства.

Определение 2

Общественным сектором называют совокупность ресурсов, которые находятся в распоряжении общества и используются для производства и поставки общественных благ в тех сферах экономики, где имеются провалы рынка, т.е. рыночная система не срабатывает полностью.

Координационные процессы экономической деятельности некоммерческого сектора базируются на системе бюджетного финансирования, дополняемой правовым администрированием и политическими механизмами голосования (общественного выбора).

В настоящее время зоны частичного рыночного провала расширяются. Происходит увеличение перечня социальных услуг, смешанных общественных благ, имеющих значительный внешний эффект, а также отдельных элементов общественных благ как единого блага. Как производство, так и поставка подобных благ могут производиться через механизмы государственно-частного партнерства, основанного на рынке. Общественный сектор – это не только субъект публичного права, но и контрагент, участник рыночных процессов.

Определение 3

Провалами рынка называют ситуации, когда свободное действие рыночных сил не обеспечивает высокую эффективность использования ресурсов.

Основные причины возникновения провалов рынка:

Готовые работы на аналогичную тему

  • несовершенство (ограниченность) конкуренции,
  • действия естественных монополий,
  • асимметрия информации,
  • внешние эффекты,
  • дифференциация доходов,
  • неполнота рынка.

Провалы рынка делятся на следующие виды:

  • монопольная власть – в первую очередь, естественных монополий, а в некоторых отраслях олигополий – приводит к тому, что конкуренция среди производителей развита недостаточно. Это наносит ущерб потребителям и общественному благосостоянию. Государству приходится вмешиваться, создавая государственные и муниципальные предприятия в монополизированных отраслях,
  • информационная асимметрия у потребителей и производителей экономических благ. Обычно она выражается в том, что производители более информированы о достоинствах и недостатках предлагаемых благ (товаров, услуг, работ). Особенно сильно информационная асимметрия проявляется в здравоохранении, образовании, где оппортунистическое поведение производителя может нанести значительный вред обществу. Встречаются отрасли – к примеру, страхование – где ситуация обратная (потребитель более осведомлен),
  • отрицательные или положительные внешние эффекты (экстерналии), затрагивающие лиц, не принимающих непосредственного участия в сделке. Если внешние эффекты отрицательные, то государство устанавливает дополнительные налоги и сборы, если положительные – предлагает субсидии,
  • общественные блага – это такие блага, свойства которых отличаются от частных экономических благ. Чистые общественные блага рынок не производит в принципе (примером может служить национальная оборона), а смешанные общественные блага (так называемые квазиобщественные, социально значимые, клубные) производит в недостаточном объеме,
  • недальновидность поведения производителей и потребителей,
  • провалы, связанные с нестабильностью рыночной системы и фазами экономического цикла.

Особенности функционирования финансов некоммерческих организаций

К финансовым отношениям, складывающимся у некоммерческих организаций и связанных с формированием и использованием ими денежных фондов (имеющих разное назначение) относятся:

  • отношения с государственными органами власти и местного самоуправления в связи с использованием средств из бюджета,
  • отношения с государственными органами власти и местного самоуправления в связи с исполнением обязательств перед бюджетами и внебюджетными фондами (уплата налогов и страховых взносов),
  • отношения с другими физическими и юридическими лицами в связи с использованием внебюджетных источников денежных средств, в том числе взносов учредителей, паевых и членских взносов, целевых поступлений (пожертвований, грантов), доходов от приносящей доход деятельности (включая предпринимательскую),
  • отношения с работниками, касающиеся использования фонда оплаты труда и других целевых фондов, в том числе фондов материального поощрения, социального и производственного развития.

Таким образом, роль финансов некоммерческих организаций определяется тем фактом, что они выступают как особые экономические отношения, связанные с формированием, использованием и распределением финансовых фондов организаций для достижения целей их функционирования, закрепленных в уставе. При этом некоммерческая организация может заниматься одним или несколькими видами деятельности в рамках закрепленных в уставе целей.

Механизмы реализации финансовых отношений с каждой из групп контрагентов зависят от организационно-правовой формы некоммерческой организации, а также специфики стоящих перед ней целей и характера деятельности в процессе оказания услуг (выполнения работ). Это обуславливает особенности состава финансовых ресурсов у некоммерческих организаций, определенный порядок формирования и использования этих ресурсов.

Важно указать, что некоммерческие организации могут вести предпринимательскую деятельность только в рамках целей, для которых они созданы. Это ограничение установлено, чтобы некоммерческие организации не переключались на более доходные направления, обделяя вниманием целевую деятельность (ту, для которой они создавались).

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Финансы» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис