Виды и участники экономических отношений
Экономические отношения в хозяйственной системе страны возникают относительно этапов создания, распределения, обмена и потребления экономических благ. Экономика страны представляет собой совокупность всех связей, устанавливаемых между субъектами. Субъекты экономических отношений называются агентами. Связи между ними можно назвать устойчивыми лишь в том случае, если агенты вступают в них постоянно.
Важно отметить, что в рыночной экономике любые экономические отношения являются добровольными. Защита прав субъектов обеспечивается через оформление договоров и других форм юридических документов, гарантирующих исполнение взаимных обязательств агентов друг перед другом.
Движущим мотивом участников экономических отношений является личная выгода или интерес. Сделки заключаются на взаимовыгодных условиях. Интерес в экономике всегда носит материальный характер, выраженный в готовом благе, финансовом доходе или пользе, полученной от приобретения товара или услуги.
Независимость агентов, их стремление к удовлетворению собственных целей и потребностей влияют на саморегулирование рыночной экономики. Здесь каждый субъект действует независимо и свободно. Однако, экономический эгоизм приводит к неравномерному перераспределению экономических благ и финансовых потоков, происходит накопление больших денежных сумм в руках отдельных людей. Это приводит к возрастанию расслоения общества и назреванию социальной нестабильности.
Экономические отношения подразделяют на виды относительно их социально составляющей. Выделяют три формы хозяйственного взаимодействия:
- организационную, занимающуюся вопросами структуризации элементов экономических отношений;
- технологическую, отвечающую за методы использования ресурсов и средств труда;
- социальную, определяющую принципы установления хозяйственных отношений между людьми.
Участниками экономических отношений в обобщенном виде выступают:
- Домашние хозяйства, которые создают спрос на блага, и формируют предложение факторов производства.
- Предприятия и другие структуры реального сектора экономики. Они создают спрос на производственные факторы, при этом удовлетворяют потребности населения и государства в определенных услугах и продукции.
- Государство обеспечивает регулирование и защиту экономических отношений внутри страны. Оно так же формирует спрос на блага, может субсидировать других участников.
Экономические отношения Японии
Япония является одним из крупнейших игроков в международных экономических отношениях. Объемы экспорта Японии уступают только Германии и Америке.
Важно отметить, что экспорт составляет лишь 10-14% внутреннего валового продукта. Заграницу продаются товары отдельных отраслей экономики Японии, например, продукция машиностроения, бытовая техника, специализированная цифровая техника и автомобили.
Специфика работы японских компаний заключается в стремлении захватить большую долю рынка, как внутри страны, так и при экспорте продукции. Этот факт повлиял на падение прибылей Японии на международной арене.
Особенности территориального расположения страны, а так же практически полное отсутствие собственных ресурсов и ископаемых, повлияло на установление экономических отношений в сфере импорта. Так Япония закупает треть объемов железной руды, находящейся в мировом обороте, более двадцати процентов угля, цветных металлов, хлопка, рыбы. В больших количествах закупается продукция машиностроительной отрасли и химической промышленности.
Географическое расположение во многом повлияло на формирование устойчивых экономических отношений с США. Именно здесь реализуется до 25% продукции, экспортируемой Японией. Здесь же покупается до 25% американской продукции, формирующей импортные поставки.
Закупку энергоносителей и сырья Япония производит в странах Персидского залива. Основная часть импорта идет в соседние азиатские страны.
Научно – технологическая сфера деятельности Японии обеспечивает высокий доход через реализацию высокотехнологичных благ в страны Азии. Экспорт данной продукции составляет до 40% общего объема.
Любые взаимодействия с другими странами, а так же связи внутренних производителей с рынком Японии осуществляются через широкую сеть посреднических компаний. В сфере экспорта действует олигополистическая структура, сформированная из девяти крупнейших посреднических торговых организаций. Они так же занимаются вопросами инвестирования капитала в научно – технические исследования, организуют все таможенные формальности, обеспечивают движение валютных средств, а так же решают логистические проблемы.
Наличие олигополии посредников препятствует проникновению товаров и услуг других стран на внутренний рынок Японии.
Экономические отношения России и Японии
На рубеже девятнадцатого и двадцатых веков между Россией и Японией был заключен торговый договор, в то время японский экспорт составлял лишь 0.3% российского товарооборота. К тридцатым годам эта цифра возросла в шесть раз.
Вторая мировая война свела взаимное сотрудничество между странами к нулю. Они возобновились лишь к шестидесятым годам. Были заключены новые торговые соглашения, включающие в себя методы компенсаций, особенности предоставления взаимных кредитов. В то время СССР закупал продукцию машиностроения для нужд Дальнего Востока.
Постепенно экономические отношения между странами углублялись и диверсифицировались. Окончание «холодной войны» и переход России к рыночной модели экономики открыли новые перспективы взаимодействия с Японией.
В настоящее время Россия импортирует сырье, полезные ископаемые и минералы. Япония в свою очередь совершает прямые инвестиции, чья доля снизилась после введения в 2014 году санкций против России. Японский экспорт представлен автомобилями, запчастями к ним, реакторами, котлами, высокотехнологичным промышленным оборудованием, бытовой и цифровой техникой.
Япония продолжает инвестировать в сырьевую отрасль России, в машиностроение, энергетику, фармацевтику, химическую отрасль, металлургию и пищевую промышленность. В этих сферах заключаются двусторонние соглашения о взаимовыгодном сотрудничестве. Так ряд российских компаний, поставляющих мясо на внутренний рынок, получили возможность экспортировать свою продукцию в Японию.