Бюджетная система
Бюджетная система – это комплекс бюджетных средств государственной власти, который обеспечивает его функционирование.
Бюджет состоит из счетов, смет, фондов, которые базируются на юридических нормах и экономических отношениях. Особенности формирования бюджетной системы определяются политическим курсом, а так же организацией социально-экономических процессов в стране.
Выделяют следующие типы экономических систем:
- Централизованная. Перераспределение средств бюджета осуществляется через отчисление в местные бюджеты.
- Децентрализованная. Местные и государственные налоги не пересекаются. Государственная власть занимается вопросами поддержания и выполнения законов страны.
- Смешанная.
Существует разделение бюджетных систем на «американскую», «японскую» и «европейскую». Первая характеризуется тем, что социальная нагрузка ложится на граждан страны, что позволяет выплачивать высокие заработные платы. В Европе гражданам предоставляются социальные гарантии из средств бюджетов. А вот в Японии социальная нагрузка распределена между компаниями.
Российская бюджетная система состоит из трех уровней – федерального, регионального и местного бюджетов. Они взаимодействуют друг с другом, но каждый уровень формируется за счет разных поступлений. Бюджетная система страны разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, который рассматривается в нескольких слушаниях, и окончательно принимается после устранения всех несоответствий.
Бюджет необходим для того, чтобы обеспечивать работу государственного аппарата управления. Исторически сложилось так, что власть не может заниматься коммерческой деятельностью. В экономике она занята распределением ресурсов и поддержанием приемлемого социального положения граждан. Пополнение бюджета осуществляется за счет налоговой системы, которая аккумулирует обязательные платежи, проводимые субъектами хозяйствования.
Бюджетная система РФ
Бюджетная система РФ регулируется Бюджетным Кодексом. Регулирование поступления и распределения средств бюджета осуществляется на законодательном уровне. Бюджет состоит из трех уровней:
- Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
- Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
- Местные бюджеты.
Федеральный бюджет является консолидированным. То есть он объединяет свод бюджетов муниципальных образований, а так же субъектов РФ. Структура бюджетов выглядит следующим образом. Федеральный бюджет состоит из целевых фондов и самого бюджета. Консолидированные территориальные бюджеты состоят из бюджетов субъектов РФ, территориальных целевых бюджетов, бюджетов муниципальных образований. Так же есть бюджеты районов и городов, которые делятся на районные бюджеты, бюджеты городов, внутригородских районов, поселковые и сельские.
Контрольная функция бюджета страны заключается в ограничениях, которые накладываются на органы власти в части распоряжения его средствами. Информационная функция заключается в том, что бюджет идентифицирует политическую и социальную ситуацию в стране. По нему можно понять структуру расходов и доходов. Институционализация общественных предпочтений осуществляется через коллективное обсуждение статей бюджета в Парламенте страны. Основными инструментами государственного регулирования является налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Управление налоговыми поступлениями и распределением средств бюджета влияет на общий уровень деловой активности.
Принципы функционирования бюджетной системы РФ
Российская бюджетная система строится на перечне принципов, которые позволяют соблюдать установленные законы и нормы. Среди принципов функционирования бюджетной системы РФ выделяют:
- Единство бюджетов всех уровней.
- Разграничение доходов, источников финансирования бюджетов разных уровней, распределение источников финансирования дефицитов бюджета.
- Равенство бюджетных прав субъектов РФ.
- Полнота отражения движения денежных средств.
- Сбалансированность бюджета.
- Эффективность использования бюджетных средств.
- Общее покрытие расходов.
- Соблюдение достоверности данных бюджета.
- Целевое и адресное финансирование из средств бюджета.
- Подведомственные расходы.
- Единство кассовых операций.
Доходы российского бюджета формируются за счет налоговых доходов, неналоговых поступлений и безвозмездных платежей. Налоги в зависимости от вида поступают в разные уровни бюджета. К неналоговым поступлениям относят доходы от использования имущества, от его продажи, доходы от платных услуг, которые оказывает государственная власть. Сюда так же относят средства самообложения граждан, средства, полученные вследствие гражданско-правовых действий. Безвозмездными считаются поступления из других уровней бюджетов в виде субсидий, субвенций, иных трансфертных платежей. Так же бюджет может пополняться за счет безвозмездных поступлений от юридических и физических лиц, различных организаций, в том числе международного уровня.
В России действует бюджетное правило, которое позволяет составить прогноз нефтегазовых доходов на основе среднего уровня стоимости нефти, нефтегазовые доходы в определенном размере поступают на расходы бюджета. Сверхдоходы отправляются в резервный фонд страны. Когда Резервный фонд достигает своего порогового значения, излишки средств отправляются в Фонд национального благосостояния. Его средства идут на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан, а так же для поддержания сбалансированности Пенсионного Фонда РФ.
Еще одной особенностью российского бюджета являются межбюджетные отношения. Они подразумевают движение средств между уровнями бюджета. Цели таких отношений сводятся к выравниванию бюджетной обеспеченности, стимулированию роста налогового потенциала, финансовому управлению территориальным развитием, снижением рисков недофинансирования ключевых показателей на местном уровне.