Безналичные расчеты - это расчеты, которые осуществляются между физическим и юридическим лицом без использования наличных денег, посредством перевода средств через банковские организации с расчетного счета плательщика на счет получателя.
Необходимость экономического образования в школах
Общество через школьное образование обеспечивает всестороннюю и активную поддержку молодежи для их социализации и подготовки к социально-экономическим реалиям. Школа выступает тем социальным институтом, который всегда воспитывает и обучает подрастающие поколения, опираясь на реальные условия, перспективы и проблемы окружающего общества. Необходимо понимать, что сегодня в России качественно меняется социальная и экономическая основа общества. В свою очередь, это требует постоянного пересмотра форм, содержания и методов экономического образования. Современная экономическая и социальная практика обусловливают адаптацию человека к меняющейся среде и распространению творческого подхода к экономическому поведению. В основе экономического образования должна быть заложена ориентация на развитие предприимчивости, экономического мышления, восприимчивости к динамичности и многообразию экономических процессов.
Современному человеку должно быть присуще особое развитое экономическое мышление, потому, что это позволит всему миру в целом завершить переход к системе экономике знаний, которая является высшим этапом развития инновационной и постиндустриальной экономики.
Под экономическим мышлением принято понимать систему устойчивых взглядов и представлений об экономических явлениях, которые сложились на базе практического опыта людей, их вовлеченности в социально-экономическую сферу.
Экономическое мышление – это своего рода ответ на закономерности и феномены экономической жизни, а также умение эффективно реагировать на подобные явления и понимание, как в современном мире функционируют деньги и бизнес, осознание тех ценностей, которые заложены в современном капиталистическом и демократическом обществе.
В системе школьного образования развитие экономического мышления подразумевает воспитание у учащихся следующих особенностей:
- Рациональность. Человек всегда действует сознательно, основываясь на разумной оценке минусов и плюсов возможного исхода и анализе реальной информации.
- Всеобщность. Отношения в обществе – это результат рыночных процессов, а, следовательно, и функционирования мотивов экономического типа мышления.
- Индивидуальность. В основе любого экономического решения, даже группового, лежат мотивационно-ценностные особенности человека.
Для современного экономического мышления характерно:
- усиление и усложнение творческого, новаторского, инновационного характера;
- инициатива, прагматизм, гибкость, адаптивность, динамизм, предприимчивость и готовность к действиям в условиях острой конкуренции;
- чувство собственности и хозяйственная самостоятельность.
Экономическое мышление, как и все навыки или умения, формируется в юном возрасте для того, чтобы молодые люди правильно выбирали профессию, интересующую их сферу, получали нужные знания и закладывали тем самым прочный фундамент будущей жизни. Основная цель экономического воспитания и образования школьников связана с формированием элементарных представлений об экономике, необходимых для практической деятельности и повышение общей экономической культуры.
Поставленная цель может быть достижима посредством решения следующих задач:
- сформировать у школьников представление об экономике как сфере человеческой деятельности, которая связана с проблемами удовлетворения потребностей в условиях ограниченности возможностей;
- освоить простейшие приемы выбора;
- овладеть элементарными экономическими подсчетами;
- воспитать бережливость, аккуратность, ответственность за порученное дело;
- выработать умение довести начатые дела до конца, рационально пользоваться различными ресурсами, а также умение бережного отношения к личному и общественному имуществу.
Обучение школьников основам безналичных расчетов
В 8 - 9 лет у школьников устанавливаются характерные черты в восприятии различных терминов экономики: они все больше вовлекаются в экономическое поведение и способны оценивать отдельные аспекты экономической реальности. Осознание школьниками роли безналичных расчетов происходит по мере развития и взросления контакта с экономическим «взрослым» миром взрослых, а также под влиянием средств массовой информации.
Обучение основам проведения безналичных расчетов в образовании и воспитании должно охватывать такие сферы деятельности школьников, как учебная, трудовая, игровая, общение для включения в многообразные экономические и торговые отношения. Формирование культуры безопасности безналичных расчетов у школьников должно происходит в рамках образовательного процесса на уроках, интегративных курсах, которые создают для учащихся развивающую среду и во время внеурочной воспитательной работы.
Применение разнообразных форм позволяет учителю проявлять индивидуальность и творчество, но одновременно с этим делает познавательный процесс интереснее и доступнее. Необходимо говорить с школьниками о сложном мире безналичных расчетов на том языке, который ему доступен и понятен. Поэтому важно закреплять приоритет за формами, которые наиболее эффективны в плане личностного и познавательного развития, значимы и действенны для ребенка, способствуют личностному саморазвитию - игры, комплексно-тематические занятия, вечера досуга и т. п.
Проводимые в форме игр занятия неизменно вызывают интерес у школьников, позволяя им глубоко разобраться в отдельных аспектах осуществления безналичных расчетов, а также получить практику командной работы. Зачастую игры дают возможность себя проявить тем ученикам, которые столкнулись с трудностями в изучении теории безналичных форм расчетов за товары и услуги.