Конкурентоспособность - это преимущество предприятия по отношению ко всем остальным предприятиям той же отрасли.
Сущность конкурентоспособности
Сущность конкурентной борьбы связана с улучшением или сохранением рыночной позиции компании, что обеспечивается отличиями поставляемого предприятием товара по уровню соответствия потребностям клиентов, и по расходам на их удовлетворение от товара-конкурента.
Конкурентоспособность – это определяющее качество предприятия, ее можно оценить для всех фирм определенной отрасли или же для фирм, которые выпускают аналогичный продукт. Оценка конкурентоспособности предполагает сравнение таких фирм между собой в масштабах страны или мирового рынка в целом.
Конкурентоспособность является относительным понятием: одну и ту же фирму в рамках региона можно признать конкурентоспособной, а на уровне мирового рынка — нет.
Конкурентные преимущества одних фирм над другими могут быть оценены тогда, когда они удовлетворяют аналогичные потребности и относятся к родственному сегменту рынка. При несоблюдении данных условий - сравнение будет не вполне корректное.
Игроки рынка условно делятся на группы в зависимости от менталитета и форме борьбы за клиентов. Большая часть из них хочет получать дополнительное число клиентов, а пределом мечтаний претендента на лидерство становится получение наибольшей доли рынка. Однако, истинному лидеру не стоит беспокоиться относительно конкурентов, обслуживая клиентов, он заранее предлагает им товар с уникальной ценностью, которую невозможно продублировать.
Факторы конкурентоспособности предприятия
Для получения исходных данных и сбора информации касаемо конкурентной среды, как правило, достаточно ответить на вопросы:
- какие из организаций, действующих на рынке, можно назвать прямыми конкурентами;
- какая доля рынка приходится на каждого из конкурентов;
- каким образом конкуренты отвечают на маркетинговую программу компании;
- какие маркетинговые действия используют конкуренты и какова их эффективность;
- какова стадия жизненного цикла товаров конкурентов;
- каковы финансовые показатели деятельности конкурентов и их организационно-управленческая структура;
- какую стратегию используют конкуренты в условиях рыночной борьбы.
Отметим, что ответы почти на все перечисленные вопросы могут быть получены в ходе кабинетных исследований.
Методы анализа конкурентоспособности предприятия
Современная экономическая литература выделяет следующие методики, позволяющие оценить конкурентоспособность предприятия:
- Анализ сравнительных преимуществ компании. Известно, что эффективность производства и реализации выше тогда, когда уровень производственных издержек ниже, чем у прямых конкурентов. Основной критерий, применяемый в этом методе – показатель низких издержек, а его преимущества связаны с простотой оценки.
- Оценка позиции на основе теории равновесия. В данном случае все факторы производства рассматриваются как одинаковой, так и с наибольшей производительностью. Отсутствие у фирмы при этом дополнительной прибыли из-за действия какого-либо фактора производства приводит означает и отсутствие стимулов для совершенствования его использования. Основной критерий - наличие производственных факторов, которые в полной мере не используются. Несомненное преимущество этого метода связано с возможностью выявления внутренних резервов.
- Анализ с позиции теории конкурентной эффективности. В рамках данного методы возможно использование структурного или функционального подхода. В рамках структурного подхода, основной критерий конкурентоспособности — степень концентрации производства и капиталов. Для функционального подхода конкурентоспособность оценивается через сопоставление экономических параметров деятельности: соотношение цен, уровень затрат, норма прибыли.
- Оценка показателей качества. В этом случае в роли критерия конкурентоспособности выступает уровень качества продукции. Среди преимуществ метода: возможность учитывать потребительские предпочтения в конкурентной борьбе. Поскольку качество можно оценить через определенный набор параметров, то и оценку конкурентоспособности можно базировать на «параметрических» индексах, характеризующих удовлетворенность потребителя.
- Анализ профиля требований. Через шкалу экспертных оценок можно установить уровень продвижения компании и самого сильного конкурента. Критерием в данном случае выступает степень сопоставимости профилей. Основное преимущество этого метода связано с его наглядностью.
- Метод анализа профиля полярностей подразумевает исследование тех показателей, которые являются слабыми или сильными сторонами фирмы по сравнению с конкурентами. Критерием в данном случае становятся параметры отставания или опережения.
Динамично развивающаяся конкурентная среда требует своевременного проведения анализа конкурентоспособности предприятия по сравнению с другими представителями данного рыночного сектора. Благодаря этому собирается информация, о том, какие свойства товара или услуги привлекают потребителя, а также каковы преимущества его основных конкурентов. Подобный анализ необходим и для усовершенствования тех моментов, которые могут способствовать снижению уровня конкурентоспособности. Следовательно, данный анализ – это жизненно необходимая составляющая любого предприятия, так как без понимания потребительских запросов и конкурентных преимуществ соперников, без стремления к исправлению сложившегося незавидного положения можно в итоге прийти к банкротству.
На текущий момент конкретная методика расчета конкурентоспособности предприятия не определена, существуют многочисленные методы, которые позволяют оценивать конкурентоспособность. Однако недостатком многих подобных методик можно назвать их односторонний характер, а также то, что они представляют собой простую сумму показателей.