Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Анализ конкурентной стратегии предприятия и разработка предложений по повышению его конкурентоспособности

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Экономика предприятия / Анализ конкурентной стратегии предприятия и разработка предложений по повышению его конкурентоспособности

Конкурентная стратегия

Определение 1

Конкурентная стратегия – это план действий в условиях соперничества с однородными компаниями, направленный на получение большей выгоды.

Конкуренция является чертой рыночной экономики. Она возникает из-за того, что каждый субъект действует в собственных интересах. В какой-то точке эти интересы пересекаются, и экономические агенты вступают в соперничество друг с другом. Противоборство оказывается разрушительным для одних компаний, а у других усиливает их положение на рынке. Чтобы выдержать конкуренцию, предприятия используют различные методики, которые закрепляют в своих стратегических и тактических планах.

Стратегия определяет долгосрочные цели. Все действия подстраиваются под стратегию. Она выступает в качестве основной линии поведения, под которую подстраиваются все подразделения компании и элементы функционирования.

Впервые термин «конкурентная стратегия» использовал Майкл Портер в середине 70-х годов прошлого века. Задача стратегии – создать такое конкурентное преимущество, которое обеспечит компании долгосрочные преимущества, а значит, стабильную прибыль. Сегодня конкурентные преимущества определяются разницей между доходами и расходами. Предприниматели стремятся сократить расходы с целью увеличения доходной части. Это достигается за счет разных технологий и инструментов. В стратегии указываются масштабы, на которые ориентируется фирма. Это может быть отдельный сегмент или массовый рынок.

Природа конкурентной стратегии заключается в том, что она подготавливает действия для достижения предпринимательских целей. Участники рынка создают механизмы, позволяющие устойчиво взаимодействовать с конкурентами и другими экономическими агентами, прямо или косвенно влияющими на результаты.

Анализ конкурентной стратегии предприятия

Управление компании всегда опирается на стратегические планы. Анализ конкурентной стратегии предполагает исследования ее целей. Целями могут быть:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Поиск и выявление конкурентов в долгосрочной перспективе.
  2. Определение значимых конкурентных преимуществ.
  3. Выявление стратегически важных аспектов бизнеса.
  4. Формирование целевых установок для осуществления последовательных действий.

Далее руководство определяет стратегические позиции на рынке, выделяют главные стратегии и механизмы участия, определяют характер взаимодействия сторон. Инструментами организации данного направления являются планирование стратегий, создание организационных предпосылок, обеспечение стимулов внедрения разработанных планов и осуществление стратегического контроля.

Руководство предприятия обычно вырабатывает несколько альтернативных стратегий, из которых впоследствии выбираются наиболее подходящие и в результате утверждается единственно подходящая стратегия. В маркетинге могут использоваться экспансионистская стратегия, инновационная, коммерческая стратегии, стратегия диверсификации и стратегия партизанской войны. Портер предлагал стратегии лидерства по издержкам, дифференциации, рыночной ниши. Стратегии могут тестироваться на их пригодность с опорой на исследование рынка и конкурентов. Маркетинговым отделом применяются различные технологии оценки, например, SWOT-анализ, позволяющие сопоставлять собственные преимущества и недостатки с конкурентными.

В рамках маркетинговой стратегии оцениваются продуктовая или товарная политика, цены, особенности организации сбыта и рыночного продвижения. Анализ позволяет выявить наиболее подходящую стратегию, актуализировать используемые данные, снизить степень неопределенности при принятии решения о выборе стратегии.

Разработка предложений по повышению конкурентоспособности предприятия

Конкуренция по цене долгое время была действенным инструментом влияния на рынок. Сегодня предприятия отдают предпочтение неценовым методам конкурентной борьбы. Это связано с тем, что рынок стал насыщенным разными однородными товарами и услугами, в результате чего компаниям приходится искать отличительные черты своего продукта, усиливать дополнительный или послепродажный сервис.

Анализ конкурентной стратегии дает представление о сбытовой деятельности, продажах, размере заказа, объеме продаж, также исследуются доходы и расходы по статьям. В результате у руководства формируется представление о слабых и сильных сторонах компании. Сильные стороны дорабатываются и обеспечивают влияние на всю деятельность компании. Слабые стороны нивелируются с помощью различных инструментов.

Задача маркетинга – организация такой сбытовой деятельности, которая позволит выполнять план по продажам и выручке. Для этого ставится цель, определяются факторы влияния, выбираются каналы сбыта, стратегия продаж, посредники, устанавливаются взаимоотношения с разными участниками и определяется система контроля качества.

Повышение конкурентоспособности зачастую связано со снижением расходов и увеличением доходов предприятия. Снижение издержек обеспечивается за счет инновационной деятельности, оптимизации текущих расходов, установления долгосрочных отношений с поставщиками. Расширение рынков сбыта осуществляется за счет занятия лидерского положения, создания конкурентных преимуществ товара, которых нет у конкурирующих фирм, выход на неосвоенные рынки, диверсификация производства, расширение ассортимента и другое. Лидерами становятся те компании, которые не только дорабатывают продукт, но и постоянно отслеживают потребности покупателей и их интерес.

Таким образом, повышение конкурентоспособности выпускаемых товаров может достигаться за счет следующих элементов:

  1. Обеспечение товару выгодной позиции на рынке.
  2. Поиск новых методов использования товара.
  3. Своевременная оптимизация ассортимента.
  4. Поиск новых рынков сбыта.
  5. Выпуск эффективных модификаций товара.
  6. Совершенствование каналов сбыта.

Конкуренция представляет собой метод контроля, который обходится обществу дешевле всего. Этот контроль является важной силой, так как постоянно толкает производителя на сокращение издержек и улучшение показателей качества и обслуживания. В результате растет объем сбыта, стабилизируется экономическое и финансовое положение компании.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономика предприятия» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис