Понятие розничного товарооборота
Розничный товарооборот – это выраженная в денежной форме совокупная выручка, полученная от продажи потребительских товаров непосредственно населению для личного потребления, как за наличный, так и за безналичный расчет.
Выручка от продажи является целью функционирования предприятия розничной торговли. Из выручки покрываются будущие и текущие расходы, выплачивается заработная плата, формируется доход. Объем товарооборота является важным показателем, от которого отталкиваются при расчете остальных экономических показателей.
Анализ товарооборота необходим для решения следующих задач:
- Обоснованность плана.
- Контроль выполнения пунктов плана.
- Исследование динамики оборота.
- Изучение состава и структуры оборота.
- Проведение факторного анализа.
- Поиск резервов для увеличения выручки.
Эти данные используются для итогового или ретроспективного анализа, для прогнозирования вычисляется безубыточный объем продаж. Исходя из полученных данных определяется величина издержек, рассчитывается прибыль организации, а также определяется оптимальная структура товарооборота.
Информация для исследования берется из планов, статистики, учетных данных, первичной документации. К первичным документам относят товарные накладные, акты выполненных работы и отчеты по деньгам, которые подаются материально ответственными лицами. Помимо анализа конечного результата, исследуются факторы, позволившие реализовать план. Это позволяет выяснить причины, способствовавшие его выполнению или найти причины, помешавшие получить запланированный результат.
Розничный товарооборот может рассматриваться с точки зрения своего состава. Он разделяется на отдельные виды продаж, организационные формы, методы обслуживания и формы оплаты.
Эффективное управление предприятием розничной торговли подразумевает исследования его товарооборота. Показатели, характеризующие движение ценностей, являются отправной точкой для расчета и исследования всех остальных величин, затрагивающих экономическую деятельность объекта розницы.
Анализ динамики оборота в розничной торговле
Розничный оборот может быть мелкооптовым и оптовым. Его сущность заключается в доведении готовой продукции до конечного покупателя. При этом торговля может быт передвижной, стационарной, по предварительным заказам. Так же покупатели могут выбирать самообслуживание. Оплата так же может проводиться в наличной или безналичной форме, возможно оформление кредитов и рассрочек.
Структура розничного товарооборота подвергается влиянию различных факторов. Они могут воздействовать на наличие и поступление продукции. Для определения товарооборота рассчитываются товарные фонды, потом составляется товарный баланс. Его представляют в виде следующей формулы:
Остаток + Поступление = Остаток на конец года + Выбытие товаров + Реализация за год
Анализ оборота товаров позволяет исследовать его динамику в период времени. Он опирается на сопоставление текущих данных с данными прошлых лет. Анализ осуществляется через расчет абсолютного прироста, темпов роста, прироста и абсолютного значения прироста.
Данные товарооборота могут использоваться для исследования динамики в периоды сезонных спадов. Это позволяет выявить сезонную волну, когда предприятие может получить сверхприбыль. Умение прогнозировать сезонность позволяет получать сверхдоход, либо проводить своевременные мероприятия по преодолению негативного влияния периодов застоя.
Если товарооборот растет из года в год, то для более точного исследования сезонности применяется выравнивание фактических данных. Только после этого исследуется сезонная волна. Она отсчитывается не от постоянных данных, а от выравненных. Эти данные используются для планирования. Вычисление опирается на умножение среднеквартального товарооборота на индекс сезонности в зависимости от особенностей текущего квартала, далее полученное значение делится на 100.
Структура и ритмичность оборота в рознице
Структура товарооборота показывает состав продаваемых товаров. Так же она отражает соотношение между отдельными группами товаров. Состав включает в себя:
- Продовольственные товары.
- Непродовольственные товары.
Данные оборота товаров характеризуются объемом в стоимостном размере, ассортиментом. Он позволяет рассчитать качественные и количественные показатели, с целью определения степени выполнения плана продаж, его соответствие реальным данным. В результате анализа появляется возможность выявить изменения товарооборота, оценить степень соответствия полученных результатов к намеченной стратегии.
Изменение товарооборота может рассчитываться с учетом текущей рыночной информации, тогда расчет будет выглядеть следующим образом:
Изменение товарооборота = Фактический оборот в действующих ценах года • 100% / Фактический товарооборот прошлого года
Следующим показателем является индекс цен. Он показывает изменение стоимости определенного количества товаров. Он рассчитывается следующим образом:
Индекс = Цена в отчетном периоде / Цена в базовом периоде
Вышеперечисленные показатели необходимы для того, чтобы рассчитать фактический товарооборот в текущих ценах. Он составляет частное от деления фактического товарооборота на индекс цен в процентах.
Ритмичность продаж позволяет проконтролировать промежуточные значения. Например, ритмичность продаж за квартал будет рассчитываться как отношение квартального плана к годовому плану. В результате проведенного анализа вычисляется дельта изменения. Она позволяет оценить снижение или рост продаж. Здесь увязывается ритмичность и динамика реализации.
Структура ассортимента рассматривается с точки зрения товарных запасов, поступления товаров, реализации по общему объему, естественной убыли, уценки и товарных запасов.