Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ ценообразования на предметы культуры в рамках экономики культуры

Сущность экономики культуры

Определение 1

Экономика культуры – это отрасль национальной хозяйственной системы, занимающаяся предоставлением социально-культурных услуг и созданием культурных благ.

Большинство субъектов, задействованных в отрасли культуры, являются государственными учреждениями. Существуют так же частные организации и казенные предприятия, некоммерческие государственные компании. Культурное наследие России насчитывает около 85 тысяч памятников культуры и истории, которые находятся под охраной государства. Среди них 25 тысяч памятников федерального значения. В фондах библиотек и музеев находится около 60 миллионов единиц различных предметов культуры и более 1 миллиарда экземпляров книг. Недостаточность финансирования отрасли ведет к сокращению числа зданий, предназначенных для хранения культурных объектов. Сегодня действует более 300 драматических театров, 60 театров оперы и балета, 50 ТЮЗов, более 400 филармонических коллективов.

Культурные блага имеют следующие свойства:

  1. Их сложно оценить с качественной стороны.
  2. Они уникальны и неповторимы.
  3. Потребность в них не является жизненно важной.
  4. Потребление культурных благ не имеет прямой экономической выгоды.

Создание культурных благ использует самый сложный ресурс – интеллектуальные и творческие способности человека. Отличительными особенностями культурных благ являются их неконкурентоспособность и неисключаемость. Культурное благо неделимо и может потребляться сразу большим числом людей. Увеличение числа потребителей не снизит его полезность. Неисключаемость – это свойство, характеризующее потребление культурного блага одним человеком с сохранением возможности его использования другим человеком.

Замечание 1

Экономика культуры строится на процессе создания и предоставления культурных благ широким массам населения.

Ценообразование на предметы культуры

Определение 2

Цена – это количество денег, которое необходимо уплатить при покупке товара или услуги.

«Анализ ценообразования на предметы культуры в рамках экономики культуры» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Цены выполняют значимые экономические функции:

  1. Стимулирование производственного процесса путем увеличения размера прибыли относительно затрат.
  2. Измерение необходимо для оценки ресурсов, используемых в процессе производства.
  3. Распределение между отраслями совокупного дохода.
  4. Установление баланса между предложением и спросом.

Основой цены является учет затрат. Цена культурного блага зависит от различных факторов. Часто повышение цен связано с опережающим ростом расходов организаций культурного досуга по сравнению с ростом их доходов. Увеличение цен позволяет инвестировать в здания, сооружения, оборудование для хранения предметов культуры.

Особенность культурной сферы заключается в отсутствии прямой связи между ценой и стоимостью создания блага. Эта связь опосредована ценностью, которую извлекает потребитель. Здесь речь идет о потребительной стоимости, которая существует в двух видах – социальной и индивидуальной полезности.

Цена на культурные блага чаще всего устанавливается ниже уровня их индивидуальной полезности. Это тормозит расширенное воспроизводство, возмещение затрат, не обеспечивает условий простого воспроизводства.

К ценообразующим факторам в отрасли культуры относят уровень затрат на производство и реализацию, потребительские свойства, условия предоставления услуг, цены конкурентов, готовность населения платить установленную цену и уровень раскрученности бренда. Так же цена культурных благ определяется социальным фактором, то есть общественной потребностью в них. Цена должна ориентироваться на психологические ожидания, а также учитывать сезон и временной промежуток, когда благ реализуется.

Анализ ценообразования на предметы культуры

Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на предмет культуры. Для этого избираются методы и способы установления цен. От того, насколько правильно будет выбран метод зависит достижение коммерческих и иных целей организацией. Ценообразование в российской культуре прошло несколько этапов. В период командно-административной экономики цены устанавливались централизовано, поэтому они сохраняли стабильность, предоставляя доступные услуги. После перехода к рынку появилась система скидок и надбавок, предприятия могут самостоятельно определять уровень цен.

Часто при организации платных мероприятий для отдельных категорий граждан устанавливаются льготы. Предприятия культуры, устанавливая цены, могут пользоваться различными методами – учитывать затраты, следовать за конкурентами, ориентироваться на потребности покупателей. Стоит помнить, что цена в экономике культуры не связана напрямую с ценностью блага. Поэтому самым действенным методом остается ориентирование на спрос.

При анализе ценообразования на блага культуры необходимо учитывать факторы спроса, среди которых выделяют:

  1. Уровень цен, доходы граждан, культурную политику государства.
  2. Моду, традиции, социальный престиж, культурный уровень потребителей.

На цену влияют факторы предложения – издержки, условия производства, время работы организации, сложность процесса производства. Предложение в экономике культуры является неэластичным, так как каждое благо уникально. Поэтому ценообразование в этой отрасли не всегда способно уравновесить спрос и предложение.

Увеличение или уменьшение цены в экономике культуры так же сталкивается с рядом парадоксов. В культуре нет объективных критериев качества, поэтому в ней невозможно зафиксировать дефект продукта. Невозможно точно спрогнозировать формальные признаки продукта. Считается, что цена должна устанавливаться экспертом, разбирающимся в определенном направлении искусства.

Анализ ценообразования на предметы культуры показывает, что установление цен не всегда является индикатором рыночной ситуации. Ценность культурных благ достаточно сложно определить. Учет затрат так же не может полностью спрогнозировать потребительский спрос на благо. Самым точным методом станет ориентирование на потребительский спрос и опора на экспертную оценку ценности культурного блага.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.04.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot