Сущность товара как экономической категории
Продолжительный период исторического развития общества характеризуется господством натурального хозяйства, в рамках которого существование каждой хозяйствующей единицы (племя, семья и так далее) было изолировано от деятельности иных хозяйств и подразумевало производство собственными силами всех необходимых продуктов. Развитие производительных сил и внедрение общественного разделения труда привело к вытеснению этой неэффективной формы организации хозяйствования посредством замены ее на более выгодную форму – товарное производство.
Под товарным производством понимают такую форму хозяйствования, при которой производство товаров осуществляется с целью обмена, а не для собственного потребления.
В рамках такой формы хозяйствования продукты труда именуются товарами.
Под товаром понимается вещь, созданная в результате осуществления трудовой деятельности, предназначенная для осуществления обмена и обладающая общественной ценностью.
Товар выступает в качестве основной категории рынка.
Существует множество классификаций товаров.
По критерию характера спроса на товары они делятся на товары повседневного (к примеру, хлеб), предварительного (к примеру, билеты на концерт, который состоится через месяц), особого (к примеру, обручальное кольцо), пассивного спроса (к примеру, полис страхования жизни).
По критерию характера потребления товары делятся на товары индивидуального потребления (к примеру, продукты питания) и товары производственного потребления (например, продукция сельского хозяйства, подлежащая переработке).
По критерию продолжительности использования товары делятся на товары непродолжительного использования (например, продукты питания), и товары длительного использования (к примеру, кухонная техника).
Свойства, которыми обладают товары, рассматриваются с точки зрения двух различных теорий:
С точки зрения марксисткой теории трудовой стоимости, в соответствии которым товар обладает четырьмя свойствами:
- во-первых, потребительной стоимостью, выражающей полезность товара для его потребителя, способность к удовлетворению потребностей;
- во-вторых, стоимостью, являющейся отражением затрат на изготовление товара и его продажу (воплощение общественного труда в вещи);
- в-третьих, меновой стоимостью, отражающей количественное соотношение обмена одного товара на другой;
- в-четвертых, ценой, представляющей собой денежное измерение рыночной стоимости товаров.
Замечание 1Все указанные свойства товара являются следствием двойственного характера труда, суть которого выражается в том, что существует конкретный труд (имеет форму) и абстрактный (не имеет формы);
С точки зрения маржиналистской теории предельной полезности трудовой стоимости, в соответствии которым товар обладает двумя свойствами:
- полезностью, то есть получаемой (ожидаемой) выгодой;
- ценностью, то есть оценкой полезности товара.
На уровень ценности товара оказывают влияние такие факторы как:
- его универсальность, то есть широта охвата потребителей полезными свойствами;
- его редкость, то есть наличие трудностей в его получении;
- его значимость.
Значение альтернативной стоимости товаров
Альтернативной стоимостью товаров является ценность других товаров, от потребления которых субъекту экономики приходится отказываться при приобретении данного товара.
Такую стоимость товаров называют зачастую издержками упущенных возможностей.
Альтернативная стоимость товаров формируется как в рамках хозяйственной деятельности, так и обычной жизни человека.
В первом случае альтернативную стоимость товаров можно рассматривать с двух точек зрения:
- с точки зрения производственного потребления товаров. Приобретаемые хозяйствующими субъектами ресурсы выступают в качестве товара, в отношении которого будет запущен процесс переработки. В этом случае альтернативной стоимостью товаров являются все те ресурсы, от которых хозяйствующему субъекту пришлось отказаться ради приобретения выбранных ресурсов;
- с точки зрения производства товаров. В этом контексте хозяйствующему субъекту необходимо делать выбор между теми товарами, которые он может произвести из имеющихся в его распоряжении ресурсов. В этом случае альтернативной стоимостью товаров являются все те товары, от производства которых хозяйствующему субъекту пришлось отказаться ради производства выбранных товаров.
Альтернативная стоимость товаров на уровне индивида формируется при принятии им решения в пользу приобретения определенного из аналогичных по свойствам товаров. В этом случае альтернативная стоимость формируется в виде той ценности, которой обладают наилучшие из отвергнутых товаров. Основу экономического выбора составляет рациональность, то есть ориентированность экономического субъекта на получение максимальной выгоды. Но личное потребление зачастую выходит за рамки рационального поведения, в результате чего альтернативная стоимость товаров определяется неправильно.
Примером такого нерационального потребления индивида-потребителя может потребление пирожных, в пользу которых индивид отказывается от правильного или хотя бы продуманного питания. Съедая большое количество пирожных, индивид получает удовлетворение, одно при этом альтернативная стоимость такого потребления складывается не только из товаров, от потребления которых он отказался в пользу пирожных (к примеру, здорового питания), но и из будущих затрат на поддержание здоровья, урон которому наносится в результате неумеренного потребления сладостей.