Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Аграрная реформа П. А. Столыпина: основные направления реформы и ее последствия

Все предметы / Экономика / Аграрная реформа П. А. Столыпина: основные направления реформы и ее последствия
Содержание статьи

Аграрная реформа П. А. Столыпина

Определение 1

Аграрная реформа П.А. Столыпина – это называние целого комплекса мероприятий, проведенных в начале двадцатого века для реорганизации сельского хозяйства.

Сельское хозяйство в России на момент начала реформы представляло собой основной источник доходов страны. По количеству занятых и объемам производства оно было передовой отраслью экономики. Национальный продукт почти на 60% состоял из доходов сельскохозяйственного сектора. В нем было занято около 2/3 населения.

Отрасль продолжала демонстрировать рост. Однако, для российского сельского хозяйства была характерна неравномерность показателей. Например, в центральных районах урожайность была ниже, чем в черноземных. В селах действовала трехпольная система, а орудия труда были устаревшими. При этом население росло быстро, поэтому имелся переизбыток рабочей силы.

Сельскохозяйственные угодья были разделены на крестьянские, государственные и частные. Крупнейшим владельцем земли оставалось государство. Дворянские поместья были богатыми, в них входили не только пахотные земли, но и лес.

Наиболее распространенной формой землевладения была общинная. То есть землей управлял определенный совет, который занимался перераспределением земли между хозяйствами. Доли раздавались в зависимости от размера семьи. Если земли были не пригодны для посевов, то они оставались в общем пользовании общины. Кроме того, община могла провести передел в зависимости от изменения численности и размера введенных податей. Таким образом, сельское хозяйство страны хоть и было основным источником ее дохода, но существенно отставало в развитии от других стран. Действующие отношения собственности так же были неэффективными. В обществе зрела социальная напряженность, поэтому потребовалось предпринять срочные меры.

Основные направления реформы Столыпина

Сложившаяся в начале двадцатого века ситуация в сфере сельского хозяйства потребовала внесения существенных изменений в сложившиеся устои. Поэтому реформа носила комплексный характер. Целями реформы были:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Устранение социального недовольства.
  2. Обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства.

1905 год был отмечен серьезными народными волнениями, которые показали, что мирное сосуществование разных классов и нормальное развитие экономики без изменений невозможно. Поэтому первоначальная задача заключалась в снятии социального напряжения.

Реформа была направлена на искоренение устаревших сословных ограничений, повышение эффективности сельского хозяйства, поддержку частного владения, поощрение наращивания оборотных средств, расширения прямого субсидирования. Усовершенствование касалось крестьянских наделов и мало затрагивало частные владения.

Направления реформы были следующими:

  1. Передача надельных земель в собственность крестьян.
  2. Упразднение сельской общины.
  3. Развитие кредитования сельского хозяйства.
  4. Скупка земель помещиков и передача их на выгодных условиях крестьянам.
  5. Пересмотр землеустройства с целью ликвидации чересполосицы.

Столыпин был против принудительного отчуждения помещичьих земель. Он рассматривал преобразования с точки зрения долгосрочной перспективы, надеясь внести существенные изменения в структуру национального хозяйства страны в целом. Упор Столыпин делал на развитие фермерских хозяйств. Есть мнение, что реформатор просто объединил все прогрессивные идеи того времени, поэтому некоторые из них вызвали неодобрение. Реформа проводилась при серьезном сопротивлении крестьян и господствующего класса.

В теории крестьяне должны были получить землю в личное пользование, что повысило бы качество их продуктов и производительность их труда.

Последствия реформы Столыпина

Реформа вызвала не только на предел собственности, но и изменение структуры работы общественных институтов. Крестьянская община была очень консервативной и встретила эти изменения неоднозначно. Дворянство так же не поддержало реформу, поэтому долгосрочные планы не были реализованы.

Если смотреть на результаты реформы, то они заключаются в следующем:

  1. Только половина крестьян подала запрос на приобретение земли.
  2. Из общин выделилось и получило землю в единоличную собственность лишь 10% крестьян.
  3. Документы на большую часть земель был не оформлены.
  4. Около миллиона семей предпочли создать частное хозяйство.
  5. Помещики потеряли свою власть.

Реформа затронула не только экономические, но и социальные аспекты. Она столкнулась с серьезным общественным сопротивлением, поэтому получила неоднозначные отклики, большей частью негативные.

Особенно враждебно реформу встретили дворяне. Разные партии с целью усиления своего политического веса либо затягивали внедрение реформы, либо стимулировали ее. Однако, экономисты отмечали несомненные положительные изменения, которые могли и не произойти, если бы не реформа Столыпина.

Советская наука так же не давала однозначной оценки этой реформе. Она изменялась в зависимости от политической директивы. Проблема оценки заключается еще и в том, что реформа не была доведена до конца. Если говорить о реальных результатах, то прирост совокупного продукта сельскохозяйственной отрасли существенно снизился. Еще хуже была ситуация в скотоводстве. Из города стали возвращаться крестьяне, бывшие там на заработках, чтобы продать свои наделы, либо закрепить их за собой, что тоже вызывало недовольство оседлых крестьян. Выигрыш от продажи земли был небольшим, поэтому деньги заканчивались достаточно быстро, что вызывало недовольство и разочарование крестьян.

Замечание 1

В целом реформа наметила положительные тенденции в национальном хозяйстве страны, которые были нарушены Первой мировой войной и Октябрьской революцией, поэтому однозначную оценку результатам реформы дать невозможно.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономика» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис