Оценка эффективности предпринимательской деятельности, в первую очередь, важна самому предпринимателю.
Результаты предпринимательской деятельности позволяют определить уровень конкурентоспособности предпринимателя, а так же степень удовлетворения экономических интересов всех участников отношений.
Результаты оценки эффективности деятельности позволяют предпринимателю разработать систему организационных, экономических, социальных и т.д. мероприятий. Эти мероприятия необходимы для улучшения финансового состояния дела, от которого зависит его коммерческая привлекательность для инвесторов и союзников.
Результаты оценки так же влияют и на решение инвесторов об обеспечении надежными инвестициями предпринимателя.
Принципы осуществления анализа предпринимательской деятельности
Анализ предпринимательской деятельности осуществляется при условии выполнения следующих принципов:
- конкретность - каждый показатель должен подкрепляться определенным показателем;
- полнота - рассматриваться должны все стороны деятельности субъектов предпринимательства;
- непрерывность - в систему могут быть включены какие-либо показатели, по мере поступления новой информации;
- комплексность - деятельность субъектов предпринимательства должна быть отражена всесторонне;
- системность - все показатели должны рассматриваться в совокупности.
Все эти принципы, в процессе анализа, помогают в полной мере описать деятельность субъектов предпринимательской деятельности.
Факторы, влияющие на эффективность предпринимательства
Внутренние:
- Служба маркетинга;
- Кадровая служба;
- Производство;
- Технологии;
- Субъекты предпринимательства и их структура.
Внешние:
- Конъюнктура рынка;
- Экономическая политика;
- Научный и технический прогресс;
- Социально-экономические факторы;
- Социально-географические факторы.
Коэффициенты эффективности предпринимательской деятельности
Основные коэффициенты, отражающие эффективность предпринимательской деятельности:
-
Общий коэффициент покрытия (Коп). Данный коэффициент показывает ту часть обязательств по заемным средствам, которую можно погасить, скооперировав при этом все имеющиеся ликвидные оборотные средства.
Рассчитывается по формуле:
Коп = 2Б / 5Б, где:
- 2Б – итог 2 раздела баланса;
- 5Б – итог 5 раздела баланса .
Норматив установлен в размере 2–2,5.
-
Промежуточный коэффициент покрытия (Кпп). Коэффициент показывает часть обязательств, которые можно погасить без необходимости привлечения иных средств.
Кпп = (Денежные средства + Финансовые вложения + Дебиторская задолженность) / Краткосрочные обязательства.
Необходимый норматив для коэффициента 0,7–0,8.
-
Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал). Показывает часть краткосрочных обязательств, которая может быть погашена в срочном режиме, за счет самой мобильной части активов.
Кал = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Краткосрочные обязательства.
Установленный норматив - 0,2–0,25.
-
Коэффициент текущей ликвидности (легкореализуемости), (Ктл).
Под платежеспособностью предприятия понимают достаточное количество активов предприятия, необходимых для осуществления внешних обязательств различного временного характера.
-
Коэффициент общей платежеспособности (Кпо) - показывает ту часть активов, в которую инвестируют заемные средства.
Кпо = (Денежные средства + Финансовые вложения + Дебиторская задолженность + Затраты) / Краткосрочные обязательства.
-
Коэффициент финансирования (Кф). Данный коэффициент устанавливает, какая часть инвестиций, необходимых для производства, покрывается за счет собственных средств по отношению к заемным. Рассчитывается по формуле:
Кср = Собственный капитал / Заемный капитал.
Исследование предпринимательства включает в себя применение статистических методов, которые помогают проанализировать основные показатели, а так же выявить пути их развития.
Целью статистических методов является сбор, регистрация, анализ информации, которая затрагивает субъекты предпринимательской деятельности.
Следующий метод – метод обобщающих показателей. Данный метод применим к анализу абсолютных, относительных и средних показателей. При этом, абсолютные показатели направлены на отражение данных по прибыли, относительные – характеризуют деятельность субъектов предпринимательской деятельности (характеристика кадрового состава и т.д.).