Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Зарождение и основные этапы развития экономической теории

Все предметы / Экономическая теория / Зарождение и основные этапы развития экономической теории

Зарождение экономической теории

Экономическая теория зародилась в Древней Греции, когда появилось понятие «экономик», связанное с искусством ведения разумного домашнего хозяйства. Этот термин впервые был употреблен древнегреческим философом Ксенофонтом в трактате «Домострой» (430-354 гг. до н.э.) На этапе зарождения экономическая теория охватывала законы развития рабовладельческого, и феодального строя, отражая взгляд дорыночного периода, где преобладало натуральное хозяйство.

Великие географические открытия в XVI веке стимулировали быстрое развитие товарно-денежных отношений. С началом систематизация экономических познаний возникло направление меркантилизма - первой системы экономических знаний.

Основные этапы развития экономической теории

Становление экономической теории в качестве самостоятельного научного направления связано с появлением в XVIII веке школы физиократов. В отличие от меркантилизма, физиократы основой экономической теории считали не торговые, а производственные процессы.

Замечание 1

В дальнейшем классическая школа политической экономии активно развивалась благодаря идеям А. Смита, Д. Рикардо и К. Маркса.

Основные этапы развития экономической теории удобно представить в форме анализаее основных школ:

  1. Школа меркантилизма (16-17вв), сущность которой сводилась к установлению источников происхождения богатства. По мнению меркантилистов, богатство отождествлялось с деньгами, а чем выше денежные запасы государства, тем лучше развивается экономика. Наиболее известными представителями меркантилизма являются Т. Мен и А. де Монкретьен, которые ввели в науку понятие политической экономии. Это предопределило на несколько столетий вперед развитие экономической теории как политическая экономия. Прежде всего, это объяснялось все растущей ролью государства в системе первоначального накопления капитала и международной торговли.
  2. Школа физиократов (18век) изучала взаимосвязь природных явлений и экономикой общества. По их мнению, основной источник богатства – это труд в сфере земледелия. Среди основных представителей школы можно назвать Ф. Кенэ и А.Р. Тюрго.
  3. Школа политической экономии (вторая половина 18 века – начало 19 века), основоположником которой считается Адам Смит. Основные идеи учений Адама Смита связаны с идеей либерализма, снижения государственного вмешательства в экономику, рыночным саморегулированием на основе свободного рынка. А. Смиту удалось заложить основу теории трудовой стоимости, показать значимость разделения труда для роста его производительности. Учения Давида Рикардо стали продолжением теории А.Смита: было выдвинуто утверждение о зависимости стоимости и цены товара от того количества труда, которое было затрачено на его производство. Согласно Рикардо, прибыль является результатом неоплаченного труда рабочих. Классическая школа является первой научной школой, предложившей для экономического исследования систему связанных между собой категорий и законов. Источником богатства является не внешняя торговля (как считали меркантилисты), не природные условия (как считали физиократы), а производственная деятельность и многообразные формы труда. В основе выдвинутой трудовой теории ценности лежат затраты овеществленного и живого труда, человек, действуя для собственного интереса, способствует преумножению общественного богатства. Задачей государства стало создание правовых основ для эффективной экономической деятельности.
  4. Марксизм. Достижения классической школы политической экономии были развиты Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в рамках теоретической концепции марксизма. Марксизм или научный социализм (коммунизм) сформировал следующие принципы построения экономики: наличие общественной собственности на средства производства, запрет на эксплуатацию человеческого труда, установление равной платы за равный труд, а также обеспечение всеобщей и полной занятости. В конце XIX века появился марженализм, который стал реакцией на экономические учения К.Маркса, его критическим осмыслением. Марженализм стал основой современной неоклассической экономической теории. Представители марженализма (школа предельного анализа) К. Менгер, Ф. Визер, Л. Вальрас, Э. Б. Баверк, У. Джевонс считали, что на стоимость любого товара влияет его предельная полезность для потребителя.
  5. Школа неоклассической экономики стала синтезом идей Д. Рикардо и основных положений марженализма. Представителями неоклассизма являются А. Маршал и А. Пигун. Неоклассики рассматривали экономическое хозяйство в качестве совокупности агентов микроэкономики, которые стремятся извлекать максимальную полезность при существующих минимальных издержках. Государство должно использовать как налоговые, так и денежно-кредитные методы экономического регулирования.
  6. Школа кейнсианства (20-начало 21века) основана на учениях Джона Кейнса, который теоретически обосновал важнейшие принципы государственного регулирования рынка и экономики посредством управления спросом, изменения структуре денежной массы в обращение. Такое регулирование позволяет управлять инфляцией, занятостью, неравномерным спросом и предложением товаров, подавляя финансовые кризисы.
  7. Институциональное направление (20-начало 21века) предполагает отход от преобладания технических факторов, обращая все большее внимание на человека и социальные проблемы. Главной идеей современного институционализма становится утверждении о роли человека как ключевого ресурса экономики постиндустриального общества. Постиндустриальная система экономики должна быть переориентирована на всесторонне личностное развитие. Среди основных представителей школы можно назвать Т.Веблена, Дж.Коммонса, У.Митчелла, Дж.Гэлбрейта.
  8. Неоконсервативное направление экономической теории (монетаризм) развивается в конце ХХ века, его главным принципом становится утверждение о способности экономики к саморегулированию, а основной задачей государства в современных условиях становится регулирование денежного потока. Основателем неоконсервативной школы принято считать Милтона Фридмана.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Наталия Сергеевна Жулидова

Эксперт по предмету «Экономическая теория»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис