Предпринимательская идея – это четко отраженное в сознании предпринимателя представление о том, каким образом (т.е. за счет производства какого продукта) может быть удовлетворена потребность покупателей.
Сущность предпринимательской идеи
Предпринимательская деятельность базируется на четко сформулированной предпринимательской идеи. Речь идет о представлении, которое сложилось в сознании предпринимателя и отражает потенциальные пути и способы удовлетворения потребностей покупателей.
Наличие предпринимательской идеи является обязательным условием для ведения предпринимательской деятельности. В связи с этим каждый предприниматель так или иначе, но должен пережить процессы формирования, накопления, выбора и сравнительного анализа предпринимательских идей, а затем – их реализации на практике.
Предпринимательская идея формируется путем построения новой комбинации, системы логических умозаключений, в основе которых лежат новые факты. В качестве источников новых предпринимательских идей, как правило, выступают:
- Товарный рынок, который может сообщить предпринимателю о наличии дефицита определенного рода востребованных продуктов;
- Географический (связан с процессами поставок) или структурный (связан с процессами производства) «разрывы» в системе общественного производства;
- Достижения науки и техники, которые могут быть использованы при производстве новых продуктов;
- Новые способы применения уже производимого продукта;
- Потребительские запросы, которые не удовлетворены или еще не осознаны потребителями.
Отсюда следует, что результатом предпринимательской идеи будет некое нововведение. Это необязательно должен быть новый продукт – возможно внесение изменений технологического, организационного, финансового и прочего содержания.
Выбор предпринимательской идеи
Выбору предпринимательской идеи предшествует деятельность предпринимателя по накоплению идей. По итогам накопления должна быть создана база предпринимательских идей, которые могут носить как текущий, так и перспективный характер, как основной, так и дополнительный характер относительно производственного процесса.
Предпринимательские идеи обычно отбираются предпринимателями по собственным индивидуальным технологиям, которые обеспечивают его приведение к желаемому результату. Однако на основе многочисленного опыта подобной деятельности можно установить, что существует определенная последовательность действий, которая является общей для всех предпринимателей.
Выбор предпринимательской идеи начинается с того, что эксперты или сам предприниматель выражают собственные оценки относительно реальности практического воплощения идеи. На данном этапе отбрасываются самые «безумные» идеи, которые в силу ряда причин сейчас реализованы быть не могут.
Далее собирается информация о том, какая ситуация сейчас сложилась на рынке. Она обобщается и анализируется предпринимателями на предмет выявления актуальных объектов спроса и предложения, определения их величин, установления потенциальной цены, размера производственных издержек, прибыли и рентабельности производственной деятельности.
После этого остаются наиболее привлекательные предпринимательские идеи. Они снова оцениваются экспертами, но уже по поводу того, может ли реализация той или иной предпринимательской идеи быть совместимой с возможностями предпринимателя.
В результате получения всего этого массива информации предприниматель принимает решение о продолжении работы над реализацией одной конкретной предпринимательской идеи. Если не одной подходящей идеи на данный момент нет, то начинаются заново этапы формирования, накопления и выбора предпринимательских идей.
Реализация предпринимательской идеи
Как правило, каждый предприниматель избирает и отрабатывает свою технику реализации предпринимательских идей. Однако также возможно выявление некой общей для всех предпринимателей схемы действий по реализации.
Реализация предпринимательской идеи начинается с осуществления бизнес-планирования. Оно заключается в детальном описании реализации проекта, подкрепленном точными расчетами. Бизнес-планом определяются организационно-правовая форма предпринимательской деятельности и источники ее финансирования. Стоит отметить, что бизнес-план может являться частью более крупного документа – технико-экономического обоснования.
Далее следует непосредственная аккумуляция денежных средств (как заемных, так и денег самих участников проекта).
Если предприятие создается впервые, то ему необходимо пройти процедуры государственной регистрации. Для этого требуется определиться с окончательным составом учредителей предприятия, разработать его учредительные документы (прежде всего, договор о создании предприятия и его устав).
Учредители предприятия на первом общем собрании должны назначить директора и других руководителей предприятия и зафиксировать эти назначения в протоколе №1. Кроме того, от вновь создаваемого предприятия требуется открытие расчётного счета в коммерческом банке и внесение на него учредителями своих вкладов. Так же предприятие должно быть включено в государственный реестр и зарегистрировано в районной налоговой инспекции.
После прохождения этих процедур предприятие получает от уполномоченных органов разрешение на изготовление круглой печати и углового штампа. После этого происходит организационно-техническая подготовка предприятия к непосредственному производству продуктов.
После начала предприятием осуществления деятельности по производству запланированной продукции начинается управление его функционированием, в том числе связями с партнерами (поставщиками), клиентами и государственными органами.